В Подмосковье повысят штрафы для водителей и пассажиров наземки
До конца сентября правительство Московской области рассмотрит законопроект, ужесточающий наказание за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте. Штрафы для водителей, должностных и юридических лиц, как ожидается, вырастут в несколько раз, а для пассажиров введут новые санкции за ряд нарушений, ранее не охваченных законодательством. Как рассказал «Известиям» замминистра транспорта региона Юрий Фельде, изменения призваны повысить безопасность пассажирских перевозок и улучшить транспортное обслуживание населения.
Согласно документу, в области будет введен штраф за неправомерное использование социальной карты — 2,5 тыс. рублей. Кроме того, 1 тыс. рублей возьмут за провоз в общественном транспорте больше одной пары лыж или крупногабаритного багажа, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте превышает 120 см.
Если пассажиру автобуса, троллейбуса или трамвая не выдали проездной билет, то водителя или иное ответственное лицо оштрафуют на сумму от 300 до 1 тыс. рублей. На всех остановках обяжут размещать расписание движения транспортных средств, в противном случае ответственным лицам грозит штраф от 5 тыс. до 50 тыс. рублей.
Существенно увеличились санкции за нарушение расписания движения транспорта и за самовольное изменение маршрута. Например, за отступление от запланированного графика штраф будет повышен в шесть раз и составит от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, а перевозчикам такой проступок обойдется в 100 тыс. рублей вместо ранее действующего штрафа 4–10 тыс. рублей. С водителей, самовольно изменивших маршрут, будут взыскивать до 5 тыс. рублей (в настоящее время штраф — до 1 тыс. рублей), а наказание для должностных лиц повысится в 15 раз и составит от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
Водителям, перевозящим пассажиров без маршрутной карты, придется заплатить 3 тыс. рублей, должностным лицам — 20 тыс. рублей (в настоящее время максимальный штраф составляет 4 тыс.), а с юридических лиц взыщут 50 тыс. рублей. Отсутствие разрешения на право работы по маршруту обойдется должностным лицам в 35 тыс. рублей, а юридическим — в 70 тыс. Для сравнения, сейчас нарушители платят от 3 тыс. до 5 тыс. рублей и от 40 тыс. до 50 тыс. соответственно. Новым дополнением станет штраф за несдачу в установленный срок разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси: от 3 тыс. до 50 тыс. рублей.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков полагает, что повышение штрафов как для пассажиров, так и для водителей и должностных лиц — правильная мера, при условии, что проверки не будут мешать работе общественного транспорта.
— К сожалению, иногда автобус просто останавливают посреди маршрута и проверяют документы — маршрутную карту, разрешение и т.д., — говорит эксперт. — Время пассажиров не должно тратиться, осмотр должен осуществляться на конечных станциях, и эту норму необходимо внести в закон.
По мнению Янкова, попытка проезда по чужой социальной карте — серьезное нарушение, приводящее к размыванию льготы, за которое давно было пора ввести ответственность.
— Что касается багажа, конечно, неправильно превращать общественный транспорт в грузовой, как бывает, когда человек едет торговать на рынок и все свои баулы везет в автобусе, — считает эксперт. — Но вопрос в том, кто будет контролировать размер и вес багажа: если рулетку контролерам можно и нужно выдать, то представить их с весами сложно. Вообще лучше было бы запретить провоз большого количества багажа, а не штрафовать за это.
По мнению Янкова, высокие штрафы для перевозчиков и должностных лиц — правильная мера, они сами должны контролировать водителей. В то же время эксперт считает, что не стоит перегружать закон лишними пунктами, такими как «несдача разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в установленный срок».
— В этом случае фактически таксист ездит без разрешения, за это и надо его штрафовать, — уверен Янков. — Есть и другие спорные пункты. Например, отклонение от маршрута для объезда пробки: на мой взгляд, это приемлемо, если водитель ни одной остановки не пропускает. Это касается и штрафов за «продление маршрута». Область большая, во многие деревни транспорт просто не доезжает, и если набирается некоторое количество людей, которые хотят доехать туда, «скинувшись», никакого криминала нет. В то же время маршруты, соединяющие Подмосковье с Москвой, должны быть утверждены, и от них нельзя отклоняться.
Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что увеличение количества штрафов и повышение их размеров ведет к коррупции: «КоАП сейчас настолько трудноисполним, что проще заплатить неофициально».
— Повышение штрафов как для общественного, так и личного транспорта не ведет нас в Европу, тем более, что многие штрафы у нас больше, например, за нарушение правил парковки: разница примерно в два раза, — считает эксперт. — К европейскому уровню ведет сознательное поведение, которое в большой степени зависит от наличия видеорегистратора.
По мнению Шкуматова, стоит законодательно обязать перевозчиков устанавливать двухкамерные регистраторы, которые будут снимать салон и дорогу.
— В Москве они уже распространены, и эффект положительный: стало меньше зайцев, водители меньше нарушают правила, — говорит он.
Шкуматов добавил, что основная причина гибели на дорогах — неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети. А снижение смертности в ДТП (по состоянию на 1 сентября 2013 года — на 6% по сравнению с 1 сентября 2012 года) началось еще до повышения штрафов и связано, по мнению Шкуматова, именно с распространением видеорегистраторов.