Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава МЧС назвал работу по подготовке к паводку в Курганской области качественной
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Херсоне и Сумской области
Происшествия
В Невском районе Санкт-Петербурга перевернулась бетономешалка
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

Дэн Браун снова напустил тумана

На русском вышел очередной бестселлер о приключениях профессора Лэнгдона
0
Дэн Браун снова напустил тумана
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Несмотря на то, что книги Брауна снабжены жанровой аннотацией «интеллектуальный детектив», а самый известный герой Роберт Лэнгдон является профессором искусствоведения, говорить о них с «ученой» точки зрения совсем не получается.

Ноу-хау, опробованное в принесшем автору мировую известность и миллионные тиражи «Коде да Винчи» и повторенное в свежем романе «Инферно», можно охарактеризовать как гибрид голливудского блокбастера со статьей из «Википедии». Погони и перестрелки перемежаются довольно нехитрыми задачками на общую эрудицию и экскурсами в подсознание человечества, где присутствуют образы, в разное время явленные в литературе и искусстве. 

Напуская мистического тумана, Браун не забывает добросовестно и безо всякого высокомерия просвещать почтенную публику. Квинтэссенцией подобного подхода может служить эпизод из «Инферно», где профессор Лэнгдон, читая доклад на конференции общества Данте, в нескольких фразах и с картинками повествует о «Божественной комедии» для тех, кто ни разу ее не открывал.

«Божественная комедия» в популярной интерпретации — стержень романа «Инферно». По ходу дела Лэнгдон обнаруживает себя во Флоренции с касательным ранением головы и таинственным контейнером в потайном кармане твидового пиджака. За контейнером охотятся спецслужбы и мафиозный консорциум, шеф которого оказывает сильным мира сего разного рода деликатные услуги и в этом качестве напоминает «консультирующего преступника» Мориарти из новой британской экранизации рассказов о Шерлоке Холмсе. Помимо профессора Лэнгдона, плохим парням в «Инферно» противостоит очаровательная докторша-англичанка с небывалым уровнем IQ и личными сложностями.

Мысль «историческая» в романе, пожалуй, одна и не слишком глубокая. Принадлежит она спятившему на Данте и позднем Средневековье демоническому гению. Суть ее в том, что мир время от времени должен подвергаться радикальному обновлению через смерть: кровопролитные религиозные войны и тотальная эпидемия чумы, выкосившая треть населения Европы, предшествовали Ренессансу, и это, мол, далеко не случайно. В похожей шоковой терапии цивилизация якобы нуждается прямо сейчас.

Есть сильное искушение назвать авторов, подобных Брауну, паразитирующими на высокой культуре. В какой-то мере так оно и есть. Хотя если по прочтении романа несколько процентов населения полюбопытствует насчет Данте или Боттичелли, то можно сказать, что 500-страничный роман оправдал расход бумаги.

Еще более интересен социологический аспект, проявляющийся со всей полнотой в литературе, рассчитанной на среднего массового читателя. Восприятие современного мира как аналога «позднесредневекового» с его приметами мировоззренческого кризиса, многочисленными локальными конфликтами, перенаселенностью европейских городов, то есть с чертами конца эпохи, а также инстинктивное желание все это подвести под общий знаменатель, упростить, пройтись огнем по сухостою наблюдаются не только у сумасшедшего ученого из «Инферно», но и у многих действующих политиков. 

Комментарии
Прямой эфир