Я редко про это говорю. В моей семье вообще про это не говорили по одной простой причине: дед Валериан был политруком, отец Валентин — офицером морской техразведки. Бабушки старательно фильтровали инфу почище СОРМа и PRISM. Никакой Сноуден не проскочил бы.
Любители советской параферналии вcпоминают, что сегодня — День граненого стакана. Типа 11 сентября какого-то советского года на заводе в Гусь-Хрустальном выпустили первый граненый стакан дизайна Мухиной.
Это всё, конечно, сейчас выглядит даже не как насмешка, а как слепок, как алгоритм того, как и что происходит в русской истории. И что совы — они не всегда те, кем кажутся. И тот факт, что Мухина попросту «позаимствовала» дизайн с натюрморта Васнецова, на котором был изображен знаменитый мальцовский стакан, говорит меньше, чем то, что глубоко пьющий народец вообще забыл, что с XIX века главной посудой алкоголизации был именно стакан («маруська-с-пояском» и «маруська-без-пояска»), который Сергей Иванович Мальцов начал выпускать на привезенном американском оборудовании с готовым типовым американским же дизайном. Это значит одно: носителей такой памяти в принципе не осталось, ни в одной социальной группе.
Эка покачало эту лодочку по волнам войн и социальных потрясений! Может быть, еще к выпуску широко разрекламированного советского граненого стакана на захваченном у Юрия Мальцова-Нечаева (племянника) заводе в Гусь-Хрустальном такие оставались. Но промолчали. Против Кагановича с Мухиной не попрешь. Юрий Мальцов-Нечаев был тоже удивительным человеком. В Полибино стоит первая Шуховская гипреболоидная башня — он ее купил на ярмарке в Нижнем. Здесь собирались все — от Толстого до Васнецова, и, сдается, именно тут Васнецов наваял свой натюрморт с граненым стаканом, который так вдохновил Мухину на суету под Кагановичем.
Но когда начинаешь рассказывать про реальную историю граненого стакана на Руси, придется воспомнить, как Сергей Иванович Мальцов выстроил Русскую Америку на территориях, покрытых его заводами, — Брянск, Смоленск, Курск, где у рабочих была страховка. Дятьково, мальцовская железная дорога. Придется вспомнить и о том, что на его заводах не то чтобы стаканы делали, а первые русские рельсы для железных дорог. И как чиновники царского правительства, уже плотно сидящие на откатах с покупки английских рельс, не желали их покупать, потому что Сергей Иванович был эдаким фанатом честного ведения бизнеса. И писал он господам русским правителям, что пора класть ветку в Крым. На чем потом и погорели русские военные: поражение в Крымской войне — прямой результат откатной экономики царского правительства. Можно вспомнить, как на мальцовских заводах начали делать первые русские суда с двигателями внутреннего сгорания. И что по этому поводу сказал прозорливый адмирал Нахимов, который презирал эти «чайники» и считал, что они русскому флоту не нужны. Это вы сейчас жалуетесь на косность, жадность и бессмысленность чиновников? На откаты? На давление на предпринимателей?
Тогда, конечно, надо вспомнить всю историю разгрома мальцовской Русской Америки, которую царское ворье не могло видеть рядом. И как проводили рейдерский захват — с фальшивыми обвинениями, с жалобами со стороны жены самой императрице («совсем денег не дает, всё раздает по заводам»), с подложными диагнозами (старик сошел с ума), с дорожной катастрофой, чтобы не оправился уже вовсе. С сотнями «эффективных менеджеров» — царских управляющих, которые ринулись под государственным флагом дербанить мальцовское наследие по карманам. Про то, как подсуетились равноприближенные олигархи Демидовы-Сан Донато. И как память о первом русском капиталистическом социально ответственном проекте С.И. Мальцова была старательно вычищена и из царских, и из совковых архивов и медиа.
А вы думаете, что всё что происходит — выдумка последних 20 лет? Ничего подобного.
Если вам плохо живется при Иване Грозном, плохо живется при Николашке Кровавом, плохо живется при комиссарах, плохо живется при Брежневе, плохо живется при бандитах, плохо живется при госкапитализме — может, социальный строй тут вовсе ни при чем?
И хрен с ним, с этим граненым стаканом.