Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Хорошая архитектура не видна, будто бы задумана природой»

Финский архитектор Пенти Кареойя — о том, как перевести современные архитектурные тенденции на «русский язык»
0
«Хорошая архитектура не видна, будто бы задумана природой»
Фото: projectbaltia.com/Alisa Gil
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» проводит Дни финского дизайна. С одним из гостей, профессором университета Аалто (Хельсинки), архитектором Пенти Кареойя встретилась корреспондент«Известий» Виктория Иванова. 

— Тема вашего выступления в России — «обучение через дизайн». Что это значит? 

— Это создание такого окружения, которое раскрывает наше творческое «я», помогает создавать новые, экстраординарные идеи. Дизайн — это не только красивые картинки, расписные чашки. В первую очередь это система вещей и концептов. Наша жизнь насыщена стрессами, и дизайн призван и способен снизить уровень депрессивности современного общества. Вплоть до того что это  — терапевтическая, медицинская задача.

— В чем особенность финского дизайна?

— Финский дизайн является частью более крупного кластера — скандинавского, северного. Но при этом отличается рядом уникальных черт. В первую очередь — способностью балансировать между прагматизмом, рациональностью и идеализмом. Во-вторых, он более, чем любой другой, склонен к эксперименту, креативу, исследованию, погружению в детали. Ну и в-третьих, наша эстетика во многом опирается на дерево как на базовый, доминирующий материал.

 А как вы определяете понятие дизайна для себя?

— Это, безусловно, моя профессия. Но еще больше — контекст всей моей жизни. Дизайн неотделим от бытия обычного человека. Поэтому в первую очередь призвание архитектора, дизайнера — совершенствование окружающей среды. Если вы не в состоянии посредством созданного предмета или здания улучшить жизнь, ваша работа бессмысленна. К сожалению, часто архитекторы и дизайнеры усугубляют положение, привнося хаос, сумятицу и излишества, в которых мы вовсе не нуждаемся. На мой взгляд, это просто опасно. Что же касается меня лично, я стараюсь привнести в мир определенный уровень идеализма, ставшего сейчас огромной редкостью, надежду на будущее, долю немодного ныне оптимизма.  

— Неужели в сфере дизайна все так плохо?

— Самое драматичное изменение — глобализация. Мы как никогда ранее зависимы от цифр, технологий, общемировых трендов. Это требует предельно высокой ответственности за каждый наш архитектурный или дизайн-акт. Любой положительный или отрицательный опыт тиражируется молниеносно. Но при этом особое значение приобретает феномен аутентичности, культурных корней. Как говорится, действуй локально — думай глобально.

— То есть вы разделяете мнение, что искусство, в том числе дизайн, в очередном кризисе? 

— Пожалуй, я не соглашусь с этим утверждением. Возможно, наши ожидания не совпадают с реальностью. Но в этом и есть призвание искусства — вызывать всплеск эмоций и идей. Отсюда и радикализм, и крикливость. Искусство — это всегда зеркало  современного общества. Взгляните на себя в это зеркало.

— Современная архитектура — тоже искусство? 

— Конечно. Это наш воздух, свобода, вознаграждение за кропотливый, сложнейший труд. Архитектура — своего рода язык, выражающий эмоцию в материальном мире. Но при этом архитектура не равна декорированию. Хорошая, качественная архитектура или дизайн вообще могут быть не заметны. Предмет может быть спланирован настолько тонко, что его бытие предельно естественно, будто задумано самой природой.

— Что вы думаете о дизайне в России?

— Не могу сказать, что я хорошо знаком с современным русским дизайном. Но я знаю о ваших великих традициях, и это не преувеличение. Что касается сегодняшнего дня — я вижу много интересного, в том числе в небольших объемах. Например, в области интерьерного дизайна. Я восхищаюсь развитием вашей городской культурной среды: уличные фестивали, новые типы музеев, реконструкция промышленных территорий, удивительные изменения в парках. Это очень заметно. Или возьмем работы Александра Бродского — он потрясающий архитектор, сочетающий в работе искусство, архитектуру, эксперимент, эмоции. Кстати, русскому дизайну, архитектуре вообще свойственна междисциплинарность. Каждый проект на перепутье нескольких направлений: пеформанс, арт, дизайн. В этом ваша сила.

— Что бы вы пожелали российским дизайнерам?

— Не тратить время на копирования, сконцентрироваться на создании принципиально нового. Помнить о своих культурных, национальных корнях. Традиции, аутентичность помогут наилучшим образом перевести современные международные тенденции на «русский язык», понятный каждому жителю вашей страны.

Комментарии
Прямой эфир