Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Озон вспомнил Бунюэля и предвосхитил фон Триера

В показе нимфоманских наклонностей героини своего нового фильма режиссер обошелся без психологической подоплеки
0
 Озон вспомнил Бунюэля и предвосхитил фон Триера
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат выходит фильм Франсуа Озона «Молода и прекрасна», мировая премьера которого состоялась на Каннском фестивале в этом году. Символично, что на тот же фестиваль собирался попасть Ларс фон Триер со своей «Нимфоманкой», но не успел в срок закончить ленту. Зная это, начинаешь воспринимать работу Озона как своего рода вынужденную замену «Нимфоманки»: уж очень схожа тема, но, увы, не столь высоко качество ее раскрытия, как того можно было бы ожидать от мэтра уровня Озона.

Героиня — 17-летняя студентка Изабель (Марина Вакт, чем-то похожая на молодую Анджелину Джоли) — втайне подрабатывает девушкой по вызову. Некоторые клиенты годятся ей в деды, но Изабель это не смущает. Ей все равно, с кем спать, да и секс как таковой ее не интересует — у девушки вообще мало интересов. Всё идет своим чередом, пока один престарелый клиент, оказавшись в постели с Изабель, не умирает от сердечного приступа. 

«Нимфоманку» фон Триера еще никто не видел, но зато «Дневную красавицу» Бунюэля киноманы знают наизусть. В этом фильме 1967 года холодная красавица Северина в исполнении юной Катрин Денев по вечерам вела себя как добропорядочная супруга, а днем превращалась в элитную проститутку, открытую любым прихотям клиентов. 

У Озона получилось что-то среднее между шедевром полувековой давности и скандальным  литературным бестселлером наших дней «50 оттенков серого», где студентка по доброй воле становится сексуальной рабыней немолодого бизнесмена.

Режиссер, впрочем, решил обойтись без садомазо, но сыграть на подростковой тематике, столь любимой им еще со времен дебютных короткометражек. Изабель, несмотря на относительно взрослый возраст, ведет себя как сущий тинейджер: смущается от взглядов мальчиков, но жаждет попробовать «запретный плод», дерзит матери, но нуждается в ее поддержке.

Однако внесение этих штрихов в психологический портрет героини так и не проясняет главный вопрос: что толкает обеспеченную красавицу в объятия престарелых донжуанов и почему этот эксперимент заходит так далеко?

Фильм начинается с многообещающей затравки. На пустынном пляже (взгляд через бинокль) Изабель снимает купальник и блаженно вытягивается под солнцем, не замечая, что на нее смотрят. Предыдущая картина Озона — «В доме» — была целиком посвящена теме вуайеризма и удалась на все сто. При просмотре новой работы ощущение подглядывания за персонажами остается, но мысль, на которую оно (подглядывание) наводит, весьма банальна: миром правит секс. 

Мать Изабель изменяет своему новому мужу, он посматривает на приемную дочку, ровесники Изабель один за другим лишаются невинности, а младший брат пока осваивает теорию и практикуется в одиночку. И лишь сама Изабель, хотя и дает фору окружающим, в душе остается безразлична к этому секс-балагану. Как, впрочем, и зрители фильма. 

«Молода и прекрасна» — кладбище нереализованных возможностей. Режиссер вроде и намекает, что истоки поведения Изабель стоит искать в ее взаимоотношениях с отцом, но этот мотив не получает развития. Ее учеба в лицее и общение с однокурсниками также затронуты поверхностно. Лечение у психоаналитика ограничивается двумя короткими сценами. Такое ощущение, что Озон наметил свои фирменные идеи и мизансцены, после чего отдал бразды правления менее талантливым людям.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир