Умерла Лилия Толмачева, подарившая современникам «Современник»
Ради «Современника» Лилия Толмачева отказалась от многого. В 1956 году будущее знаменитого театра казалось туманным, а затея выглядела как странное объединение выпускников актерских вузов.
К тому моменту карьера Толмачевой складывалась многообещающе — оставив Саратовский ТЮЗ, она отправилась в Москву, где Юрий Завадский искал актрису на роль Нины в «Маскараде» Лермонтова. Театр имени Моссовета — не тот театр, от которого отказываются актрисы из провинции, однако Толмачева оставила и его. Чтобы 57 лет проработать на одном месте.
В «Современник» ее позвал бывший супруг Олег Ефремов. Группа молодых актеров-выпускников Школы-студии МХАТ организовала художественное пространство, основанное на принципах равноправия и открытости.
Новый театр-студия задумывался как возрождение старого мхатовского дома с уставом, который гарантировал абсолютную демократию. Первое время все решения принимались с учетом мнения каждого члена труппы. Первый же спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» стал для москвичей потрясением, а слова Бориса Бороздина «Если я честный, я должен» — девизом поколения «шестидесятников».
Толмачева сыграла в спектакле роль военного врача Ирины. Под внешней строгостью ее героиня скрывала трогательную женственность. Контраст кажущегося «внешнего» и настоящего «внутреннего» всегда был для Толмачевой определяющим. По тому же принципу она исполнила роль Агнии в «Традиционном сборе» Розова. Агния на первый взгляд выглядела циничной и законченной карьеристкой, но в глубине души таила горькое смятение и боль о былой любви.
Затем последовали глубокие характеры, созданные Александром Володиным. Знаменитые «Пять вечеров» в «Современнике» в отличие от товстоноговского спектакля в БДТ не понравились автору: в московской постановке драматург не узнал собственную пьесу.
Позднее Толмачева рассказывала, что Олег Ефремов первым открыл в Володине поэта, убрав из пьесы весь бытовой план. Свою Тамару она снова играла на эмоциональном стыке — встреча с человеком, в которого ее героиня когда-то была влюблена, полностью преображала хмурую, неприветливую женщину с прокуренным голосом. По словам Толмачевой, день премьеры «Пяти вечеров» стал одним из самых ярких в ее жизни.
В конце 1970-х, в новую эпоху «Современника», связанную с именем Галины Волчек, Толмачева примерила на себя роль режиссера, поставив в родном театре «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой, а затем «Генриха IV» Луиджи Пиранделло.
Глубину ее режиссерского взгляда оценил Олег Ефремов, и в 1980-м она поставила во МХАТе «Все кончено» по Эдварду Олби. В этом спектакле свою последнюю роль сыграла легендарная Мария Бабанова. В режиссуре Лилии Толмачевой не было сложных постановочных решений — главным всегда был актер.
Актриса отдавала себя театру практически без остатка — работы в кино можно было пересчитать по пальцам. Но с годами она все реже выходила на сцену. Из-за последствий тяжелой болезни ее грандиозная актерская карьера закончилась три года назад, когда Лилии Толмачевой было 78 лет. К этому времени за ней оставались две роли — миссис Хиггинс в «Пигмалионе» Бернарда Шоу и Милда в «Крутом маршруте» Евгении Гинзбург.
Однако вопреки недугу актриса участвовала в жизни театра вплоть до последних своих дней — ни один сбор труппы, капустник или юбилей не обходился без Лилии Толмачевой, одной из тех легенд, что подарили современникам «Современник».