Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп на год продлил введенное Байденом чрезвычайное положение в США
Происшествия
В Самаре подросток на электросамокате сбил 9-летнего мальчика
Спорт
Немецкий пловец установил новый мировой рекорд на дистанции 400 м
Мир
Посол РФ в Вене рассказал об актах вандализма в отношении воинских захоронений
Мир
В Словакии осудили послов ЕС за отказ почтить память советских солдат
Мир
NYP узнала о проведенном осенью ремонте упавшего в реку Гудзон вертолета
Армия
Операторы БПЛА нанесли поражение опорным пунктам ВСУ на правобережье Днепра
Мир
Трамп положительно оценил проходящие переговоры с Ираном
Мир
В раде указали на превосходство российских средств РЭБ над западным оружием
Мир
NASA отдало дань уважения Гагарину в честь Дня космонавтики
Спорт
ЦСКА обыграл «Оренбург» и одержал пятую победу подряд в РПЛ
Наука и техника
Студенты из Омска создали платформу для защиты детей и пенсионеров от мошенников
Мир
Иран и США договорились о продолжении переговоров на следующей неделе
Мир
Женщину в США задержали по обвинению в торговле человеческими костями
Мир
В Австрии рассказали о панике в Европе из-за планов Трампа по выводу войск
Происшествия
По меньшей мере три человека пострадали при пожаре в жилом доме в ХМАО
Мир
На Украине от жителей потребовали «закрыть рты» на тему демобилизации

«Монополия» как райский уголок либеральной экономики

Книга про одну из самых популярных игр XX века рассказывает не столько об игре, сколько о породившем ее обществе
26
«Монополия» как райский уголок либеральной экономики
Выделить главное
Вкл
Выкл

Автор книги Андреас Теннесманн сразу признается, что сам всегда в «Монополию» проигрывал. Возможно, это и было одной из побудительных причин для подробного исследования. Рациональность, агрессия, стратегический расчет — такими качествами, как считает автор, должен обладать победитель в игре и — шире — в либеральной модели экономики. Кто бы спорил.

Плюс ко всему, как выясняется, всемирная слава игры началась с банального плагиата. Первый вариант игры назывался The Landlord’s Game — «Игра землевладельца» и был придуман стенографисткой Лиззи Маджи Филлипс, квакершей и поклонницей социалистического утописта Генри Джорджа.

В игру была вложена некая, впрочем, не абсолютно очевидная идея о правильном распоряжении землей и о социальной благотворительности — Генри Джордж, идеи которого вдохновляли значительных людей, включая Льва Николаевича Толстого, не являлся сильным экономистом. Главная его мысль заключалась в том, что необходимо пресечь спекуляции землевладельцев в городах и всех собственников земли обложить налогами с тем, чтобы они не наживались на ней, но использовали ее на общее благо.

Игра в «Землевладельца» имела большую некоммерческую популярность и хождение как в народных, так и в академических кругах, но сама изобретательница почти ничего с этого не получила. Игру копировали буквально от руки, совершенствовали или упрощали до тех пор, пока предприимчивый водопроводчик Чарльз Дэрроу в период Великой депрессии не изготовил известный до сих пор вариант «Монополии» и не продал его крупной фирме, производящей настольные игры. Чарльз Дэрроу стал миллионером.

Андреас Теннесманн идет дальше и объясняет победный марш экономической игры, которую в СССР наверняка назвали бы как-нибудь вроде «Пауков в банке», ее укорененностью в европейских идеях утопического города. В ход идет и Томас Мор, и монах Кампанелла с «Городом Солнца». По сути, «Монополия» и есть идеальный город либеральной экономической модели. Идеализм, например, в том, что при всей экономической агрессии игра происходит относительно честно: так, игрок не может взять или дать взятку, нет теневого сектора экономики и продажных копов. Но еще более существенное отличие утопического города в том, что он замкнут сам на себя, чего в европейской цивилизационной парадигме, ориентированной на экспансию, нет и не может быть в принципе.

В России у «Монополии» своя история: она была востребована у интеллигентных младокоммерсантов 1990-х, которые верили в эти клетки улиц почти как в Бога. Время показало, что экономическая игра — только способ провести вечер, а в реальности дела обстоят гораздо сложнее. Что хорошо продемонстрировал фактический автор «Монополии» водопроводчик Дэрроу: продав патент и заработав свои миллионы, он купил ферму и предпочел тихую жизнь экономическим войнам.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением