Не стало Вадима Юсова, снявшего «Андрея Рублева» и «Солярис»
Лучшее, что есть в российском кинематографе, — операторская школа. Вот уже несколько поколений операторов придают нашим фильмам тот уровень изобразительности, который способен сделать их событиями. Притом что страна всегда считалась логоцентричной, то есть гораздо больше сосредоточенной на слове, чем на визуальном образе.
Впрочем, отличительная черта лучших операторов — они никогда не красуются «в отрыве от коллектива», а удивительным образом умеют раствориться в фильме, передавать режиссерский замысел, зачастую даже помогая режиссеру его доформулировать.
Хранитель этой традиции, последний из могикан, связывавших современный кинематограф с большим российским авторским кино, Вадим Юсов умер сегодня, 23 августа, на 85-м году жизни.
Он пришел в кино фактически одновременно с Андреем Тарковским. Короткометражный «Каток и скрипка» для юного Андрея Арсеньевича был дебютом, а для Вадима Юсова, который на три года старше Тарковского, вторым по счету фильмом.
Потом вместе они пережили и фестивальный триумф «Иванова детства» и тяжелый период, когда «Андрея Рублева» официально не запрещали, но и не выпускали на экраны. Вместе обживали космическую станцию «Солярис» и вглядывались в земные пейзажи, которые нашли возле Саввинской Слободы под Звенигородом и которым гений Тарковского и Юсова сумел придать высший метафизический смысл.
Параллельно Юсов работал с Георгием Данелией («Я шагаю по Москве», «Не горюй»), и с Сергеем Бондарчуком («Они сражались за родину», «Красные колокола», «Борис Годунов»). Столь разные режиссеры находили в Юсове не просто единомышленника, а человека, который, подобно самурайскому мечу, — не орудие, а продолжение воина.
Юсов даже с годами не приобрел ни забронзовелости монумента, ни тем более зашоренности и сосредоточенности исключительно на былых успехах. Он охотно шел на эксперименты, именно с ним Иван Дыховичный снимал и «Черного монаха», и «Прорву», и столь не похожую на эти фильмы «Копейку».
Именно Юсов в момент, когда не просто ничто не обещало большого успеха, но были серьезные шансы, что проект не состоится, начал с режиссером Олегом Дорманом работать над «Подстрочником» — о Лилиане Лунгиной, и этот фильм стал по-настоящему прорывным в истории российского телевидения.
Вадима Юсова в последние годы очень любили чествовать на самых разных кинематографических церемониях. Когда мог, он всегда приходил. Не выглядел небожителем, но аура благородства и достоинства, что буквально физически считывалась всеми присутствующими, выделяла его из любого собрания.
Он был лауреатом самых разных российских профессиональных кинематографических премий: и «Ники», и операторского «Белого квадрата», а в нынешнем январе в первом зале Мосфильма, где прошла большая часть профессиональной жизни Юсова, ему вручили «Золотого орла» за выдающийся клад в мировой кинематограф.
И в этой формулировке не было ни капли преувеличения — фильмы, где за камерой стоял Юсов, входят в списки лучших картин всех времен и народов, кем бы эти списки не составлялись.
Без научно-фантастического «Соляриса» не только вся современная кинофантастика, но и «Меланхолия» Ларса фон Триера, наверное, выглядели бы по-другому. Без «Я шагаю по Москве» мир бы не узнал, какой пленительно юной может быть российская столица. Без «Подстрочника» такое понятие, как подвиг повседневной жизни, осталось бы до конца не понятым.