Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Зельфира Трегулова: «России нужны оригинальные музейные концепции»

Новый директор РОСИЗО — о том, как сделать нашу страну передовой музейной державой
0
Зельфира Трегулова: «России нужны оригинальные музейные концепции»
Фото: РИА НОВОСТИ/Валерий Левитин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

14 августа решением Министра культуры РФ Владимира Мединского на пост гендиректора единого федерального выставочного оператора РОСИЗО назначена Зельфира Трегулова, до этого работавшая замдиректора по выставочной деятельности Музеев Московского Кремля. О своих планах на новом посту г-жа Трегулова рассказала корреспонденту «Известий». 

— Насколько неожиданным для вас было предложение министра Мединского? 

— Абсолютно неожиданным. И я не сразу согласилась, Владимир Ростиславович долго меня уговаривал. Раньше я занималась масштабными выставочными проектами и мыслила их параметрами. Быть же руководителем такого сложного и большого учреждения — очень трудная задача, и это предложение требовало серьезных размышлений.

— В чем заключаются ваши задачи? 

— В первую очередь нужно делать то, чего не делали в последние годы: создавать портфель проектов. Выставки — дело сложное, трудоемкое, их за несколько месяцев не сделаешь. А работать нам придется над проектами очень высокого класса, которые могут сопровождаться прекрасными каталогами, мультимедийными программами. Это первоочередная задача. Вторая задача — поиск специалистов: выставочных кураторов, менеджеров, которые могли бы осуществлять работу на современном уровне. То есть привлечение людей с богатым опытом, хорошим образованием, владеющих иностранными языками.

— Планируются масштабные кадровые перестановки?  

— Речь не совсем о перестановках. На сегодняшний день в РОСИЗО просто нет штата высококлассных выставочных кураторов и менеджеров. Моя задача — создать этот штат. В виде ли постоянно работающих специалистов или сотрудников, нанимаемых по договору, — это мы будем обсуждать. Но, конечно, без формирования костяка единомышленников — людей, которые смогут тесно сотрудничать с крупнейшими музеями, центральными и региональными, — работать будет невозможно. 

— Последние несколько лет о РОСИЗО почти не было слышно. Что сейчас представляет собой эта организация? 

— В свое время РОСИЗО был оператором выставочной деятельности, осуществляемой Министерством культуры. Но в последние годы он эти функции утратил, как многие считали — навсегда. Хотя потом выяснилось, что эти 4–5 лет, когда РОСИЗО не было видно на сцене выставочной деятельности, происходила никому не заметная, но очень важная работа — по созданию инфраструктуры, обеспечивающей выставочную деятельность, и технического инструмента для этой деятельности. В здании РОСИЗО в Люблино были созданы прекрасные современные запасники, таможенная зона, хранилище реставрационных мастерских, соответствующее современным требованиям. Это достаточно серьезная база, чтобы можно было начать осуществление амбициозных задач, поставленных министерством и Владимиром Мединским. 

— В основном РОСИЗО сделает акцент на зарубежной деятельности? 

— РОСИЗО будет создавать выставочный продукт для показа и внутри страны, и за рубежом. Речь идет о больших комплексных или междисциплинарных выставках. О выставках, которые должны представлять нас в рамках годов России и российской культуры за рубежом. О выставках, которые будут демонстрироваться в рамках важнейших международных фестивалей. Это должны быть выставки, современные по замыслу и реализации. В стране сейчас не так много специалистов, которые могут это делать. Но мы будем работать в сотрудничестве с Минкультуры, с департаментом музеев и культурного наследия, с музейными сотрудниками, с привлеченными кураторами, которые имеют опыт создания оригинальных концепций. В чем, конечно, сегодня мы нуждаемся. 

— Фонды РОСИЗО по-прежнему существуют? 

— Они расположены в хранилище на Профсоюзной. Это очень интересное собрание живописи, декоративно-прикладного искусства, плаката и скульптуры 1930–1950-х годов. Там хранится то, что раньше находилось в архиве в Загорске, а также вещи, которые до 1953 года находились в крупнейших музеях страны. Мы уже успешно показывали их на выставках в Москве, Франкфурте, Риме. 

— Министр Мединский сказал, что РОСИЗО будет заниматься закупками.

— Пока это лишь задумка, которую он озвучил и которая будет реализована через какое-то время. Но не случайно Владимир Ростиславович сказал об этом в последнюю очередь. Пока мы должны заниматься выводом выставочной работы на иной уровень, созданием выставок для показа за рубежом при участии российских музеев и, конечно же, программами в региональных музеях страны. 

— Конкретная идея у вас уже есть? 

— Прошло еще слишком мало времени. Все решения мы будем принимать коллегиально: и с музеями, и с сотрудниками департаментов министерства. На собраниях будут обсуждаться темы, идеи, варианты. Когда же люди слишком много говорят о планах — особенно уверенно и смело в первые же моменты назначения на должность, — это выглядит как-то легковесно. 

Справка «Известий»

Зельфира Трегулова родилась в 1955 году в Риге, в 1977-м окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ, в 1981-м — аспирантуру. С 1984 по 1997 год работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении им. Е.В. Вучетича, занималась организацией крупных международных выставок, среди которых «Москва: сокровища и традиции», «Великая утопия. Русский и советский авангард. 1915–1932», «Москва–Берлин», «Александр Родченко» и др. До августа 2013 года занимала должность заместителя директора Музеев Московского Кремля. 

Федеральное государственное учреждение «Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО» было создано в 1959 году при Минкультуры РСФСР. Главной задачей ведомства была организация выставок из собраний музеев страны, направленных на популяризацию классического и современного художественного наследия отечественных мастеров, а также госзакупки произведений искусства и их распределение по музеям страны. РОСИЗО поручено хранение собрания Министерства культуры СССР.

Комментарии
Прямой эфир