Британия готова засудить Испанию за Гибралтар
Правительство Великобритании собирается подать иск в Европейский суд, чтобы защитить Гибралтар — свою заморскую территорию на краю Пиренейского полуострова. А пока Лондон и Мадрид решают спор, тянущийся с 1713 года, на гибралтарской границе люди вынуждены простаивать по 6–7 часов, ожидая таможенной проверки.
— Мы рассматриваем возможность подачи иска к Испании по поводу неприемлемых задержек и мер контроля, устраиваемых на границе, — сказал «Известиям» представитель МИД Великобритании Майкл Боунас. — Сейчас идет сбор доказательств того, что затягивание времени досмотра является политически мотивированным.
Вместе с тем Лондон ясно дал понять, что предпочел бы решить вопрос политическими мерами, создав с участием правительства Гибралтара специальную комиссию по вопросам рыболовства.
Скандал начался 24 июля, когда по указанию местных властей у гибралтарских берегов было сброшено в море 70 бетонных блоков, чтобы построить искусственный риф. Сделано это было для того, чтобы защитить морские ресурсы от испанских рыбаков. Это стало кульминацией тянущегося многие десятилетия спора о том, в чьем ведении находятся воды рядом с побережьем заморской территории британской короны.
В ответ испанцы усилили досмотр на границе со Скалой, как в просторечие называют Гибралтар, создав многочасовые очереди. Причем проверяют не только автомобилистов, но также мотоциклистов и даже велосипедистов. В перспективе — возможное введение пошлины размером €50 с каждой машины, въезжающей в Гибралтар или выезжающей оттуда.
— Великобритания считает, что нарушаются права человека на свободу передвижения, — утверждает эксперт по современной Испании и Гибралтару из британского Ноттингемского университета Гарет Стоки. — Однако Мадрид может возразить, что Соединенное Королевство, а значит и Гибралтар, не входят в Шенгенское соглашение, поэтому усиление контроля вполне оправданно.
За считанные недели тлеющий конфликт перешел в обостренную стадию, причем в ходе препирательств Мадрид даже пообещал пожаловаться в ООН.
У Испании есть определенные основания подать такую жалобу. По Утрехтскому мирному договору 1713 года Скала отошла англичанам, а воды вокруг оставались в ведении испанской короны. Но британцы со временем распространили контроль и на прибрежную акваторию, хотя испанские рыбаки продолжают считать ее своей.
Впрочем, неясность с территориальными водами — лишь одна из причин нынешней напряженности. Мадрид не меньше беспокоит и проблема нелегального ввоза товаров.
По словам пресс-секретаря МИД Испании, усиление контроля на границе — мера вполне оправданная, поскольку контрабанда со Скалы идет мощным потоком.
На территории Гибралтара товары не облагаются НДС. В 2013 году, например, по данным испанских властей, контрабанда табачных изделий выросла на 40%. Также оттуда провозят героин и кокаин.
Поскольку налоги там в несколько раз ниже, чем в ЕС, многие граждане перенаселенной заморской территории Британии (29 тыс. живут на 6,5 кв. км) предпочитают селиться в Испании, оставаясь резидентами Гибралтара. Министр иностранных дел Испании Хосе Гарсия-Маргальо заявил недавно, что подобные трюки привели к тому, что в отношении 6,7 тыс. гибралтарцев будут возбуждены расследования.
Не проходит мимо налогового рая и бизнес: на Скале зарегистрировано более 30 тыс. фирм, поскольку корпоративный налог там — 10%, тогда как в Испании — 30%.
Сами гибралтарцы считают, что пока проблема касается больше Лондона и Мадрида, чем их.
— Сильнее всего пострадали 7 тыс. испанцев, которые работают у нас и каждый вечер возвращаются домой, — сообщил «Известиям» пресс-атташе губернатора Гибралтара Стюарт Грин. — Также нелегко приходится туристам. Мы планируем тесно сотрудничать с правительством Великобритании, чтобы решить проблему.
11 августа британцы послали в район Гибралтара военную эскадру, в том числе вертолетоносец, два фрегата и десантный корабль. Она является отрядом быстрого реагирования, созданным для разрешения кризисов в тысячах миль от побережья Британии. Разумеется, о боевых действиях речи не идет. Однако намек Лондона понятен, тем более что Британия до сих пор остается «владычицей морей».
Испанские националисты не устают напоминать, что Гибралтар — «единственная колония, оставшаяся в Европе на сегодняшний день». Даже Гарсия-Маргальо заявил в марте, что ноги его не будет на Гибралтаре, покуда над ним не взовьется испанский флаг. А в 2012 году испанская королева София не поехала на бриллиантовую свадьбу королевы Елизаветы II, поскольку Гибралтар ужесточил условия рыболовства для испанских рыбаков.