Американцы вновь полюбили плоский экран
В США зафиксировано падение популярности формата 3D. Сразу у трех фильмов, вышедших на экраны в период с 21 июня по 21 июля, показатели покупки билетов оказались рекордно низкими.
21 июня в прокате стартовал «Университет
монстров», и лишь 31% зрителей, посмотревших эту картину в первый уикенд, предпочли
3D-вариант. Показатели появившегося две недели спустя анимационного
«Гадкий я-2» еще
ниже: в первые дни проката в 3D фильм посмотрело 27% его аудитории. И, наконец,
среди аудитории «Турбо» (прокат в США с 21 июля) — поклонников 3D всего 25%.
Не на много лучше обстоят дела с долей проданных на
3D-сеансы билетов
у таких хитов, как «Великий Гэтсби» (33%) и «Война миров Z» — этот фильм в США в 3D в первый
уикенд посмотрело лишь 34% зрителей, что, впрочем, не помешало его общемировым
сборам — по состоянию на сегодняшний день — перейти отметку в $500 млн, превратив
этот зомби-триллер в самую кассовую из всех картин, в которых снимался Брэд
Питт.
«Тихоокеанский рубеж» в 3D-варианте
добился наиболее высоких показателей за последний период — 50%.
Между тем в момент триумфального шествия по миру
«Аватара» заговорили о том, что переход на 3D-формат сродни началу эры звука в кино — для многих
пугающе, но в целом неизбежно. У 3D-версии «Аватара» в первый уикенд был 71% от
общего числа зрителей фильма, а у «Алисы в Стране чудес» Тима Бертоона — 70%.
Тогда на этой волне крупнейшие голливудские
студии — Fox, Paramount, Disney и Universal
— вложили в общей сложности $700 млн в переоборудование кинотеатров
под 3D-формат.
И если в 2009-м в 3D-формате
было сделано всего 20 фильмов, то в 2011-м их число достигло уже 45.
Приехав в Москву в предпремьерный тур «Аватара»,
Джеймс Кэмерон говорил о том, что 3D — это будущее не только фильмов-аттракционов, но и
камерных драм. Его мнение разделяла исполнительница одной из главных ролей
Сигурни Уивер.
— Если зритель сможет ощутить себя находящимся в комнате между
двумя выясняющими отношения людьми, это повысит психологическое напряжение, —
говорила она тогда в интервью «Известиям».
Успешно конвертировав в 3D-формат «Титаник», Кэмерон вновь
приехал представлять фильм в Москву и выглядел еще более убежденным в
радужных перспективах этого формата. Впрочем, уже тогда он заговорил о том, что
снимать в трехмерном формате стоит лишь тогда, когда фильм этого
действительно требует.
Сейчас Кэмерон выражается еще определеннее: с его
точки зрения, 3D-формат
отнюдь не является непреложным условием зрелищности, даже «Железного
человека-3» и «Человека из стали» необязательно было снимать в 3D. «Если вы
тратите $150 млн на визуальные эффекты, фильм и так будет зрелищным», — цитирует
Кэмерона Insidemovies.
Возможно, именно нежелание следовать этому совету и
выборочно подходить к съемкам в 3D и уж тем более к конвертации в трехмерный
формат снятых в 2D
картин и привело к тому, что у публики началось охлаждение к популярной
новинке.
Стоит отметить, что во всем мире билеты на 3D-сеансы стоят значительно дороже.
Кстати, это одна из причин, по которой доля сборов российских фильмов в
отечественном прокате так резко упала: российские режиссеры в 3D почти не снимают, зато на
голливудские 3D-фильмы
российские зрители по-прежнему ходят с большим удовольствием. Именно в год
появления на наших экранах «Аватара» совокупный отечественный бокс-офис впервые
преодолел отметку в $1 млрд и продолжает эту планку удерживать.
Мы не одиноки: 3D-формат чрезвычайно популярен и у зрителей других
растущих кинорынков — в частности, Китая и Бразилии. Но вот российские режиссеры, в отличие от
российских зрителей, новым форматом пока всерьез не увлеклись. Были попытки
конвертаций, но в основном малоудачные — как в случае со «Щелкунчиком» Андрея
Кончаловского и «Темным миром» (этот фильм режиссера Антона Мегердичева студия «Централ Партнершип» решила конвертировать в трехмерный формат не полностью, а
лишь в небольшой части, что выглядело совсем уж странно).
Не конвертировал, а сразу запустил свое детище в
трехмерном варианте продюсер Гарик Харламов, но «Самый лучший фильм 3-Де» не
спас выдыхающуюся франшизу. В 3D-варианте появился на
экранах и «Ржевский против Наполеона» Марюса Вайсберга, так что пока можно с
удивлением констатировать: по следам «Аватара» в России первыми пошли
комедиографы. Ни стремительно летящую от броска Харламова шайбу,
ни катастрофу в московском метро нам в трехмерном изображении не показали.
Ситуация явно изменится нынешней осенью: 10 октября
на экраны выйдет «Сталинград» Федора Бондарчука (оператор Максим Осадчий) сразу
в трех вариантах — 2D, 3D и IMAX. Фильм снимался в два этапа,
причем если на первом, в августе-сентябре 2011-го, 3D-аппаратуру обслуживали
американские специалисты, то на втором этапе, в 2012-м, их уже отчасти заменили
обучившиеся в процессе съемок российские коллеги.
От успеха «Сталинграда», видимо, во многом зависит и
то, станет ли 3D
частью отечественной киноиндустрии или форматом, который приходит к
нам лишь в зарубежном исполнении, увеличивая разрыв между сборами российских и
голливудских фильмов.