Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

В деле «Кольской» появились новые подозреваемые

Руководители компании-судовладельца не только знали о возможности катастрофы, но и самоустранились от спасения людей
0
В деле «Кольской» появились новые подозреваемые
Фото: архив редакции
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В скандальном уголовном деле о гибели буровой платформы «Кольская», во время буксировки которой в декабре 2011 года утонули 53 человека, могут появиться новые подозреваемые и обвиняемые. Борис Лихван, один из главных фигурантов расследования трагедии в Охотском море, передал в ФСБ ранее неизвестные документы, касающиеся подготовки к буксировке «Кольской». Из них следует, что сотрудники компании «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР) предвидели возможность катастрофы. Буквально накануне трагедии из АМНГР уволился целый ряд основных специалистов, а руководители предприятия в срочном порядке уехали в командировки. В итоге всей операцией и спасением 67 человек, находившихся в тот момент на «Кольской», занимался и.о. генерального директора АМНГР Борис Лихван, не прошедший аттестации и не имевший специальной подготовки и допуска.

Буровая платформа «Кольская» затонула 18 декабря 2011 года во время сильного шторма в Охотском море. Из 67 членов экипажа, находившихся на борту, удалось спасти только 14 человек. В непосредственной буксировке «Кольской» принимали участие буксир «Нефтегаз-55» и ледокол «Магадан». В ходе расследования трагедии выяснилось, что платформа ушла в последний рейс неподготовленной. В носовой части буровой имелись трещины, маршрут не согласовывался и менялся по ходу движения, более того, транспортировка буровой зимой была вообще запрещена.

Прекрасно зная об этом, гендиректор АМНГР Юрий Мелехов и его зам по флоту (он же так называемый «назначенное лицо компании», ответственное за безопасность) Василий Васецкий все равно приняли решение провести буксировку. Однако ни того, ни другого ни во время перехода буровой, ни во время спасательной операции на месте не было — Мелехов уехал в командировку в Москву, Васецкий — во Вьетнам. Последний, как следует из представленных документов, находился в командировке с 1 по 11 декабря и должен был вернуться за неделю до трагедии. Но, как оказалось, во Вьетнаме у него тогда жил сын, и Васецкий продлил себе поездку.


Ространснадзор, проводивший свое расследование, пришел к выводу, что ответственность за гибель людей должны нести семь человек: четыре руководителя компании АМНГР: Юрий Мелехов, Василий Васецкий, Борис Лихван, Михаил Терсин (погиб на «Кольской»), а также капитан самой буровой Сергей Данилов (тоже погиб), капитан ледокола «Магадан», тянувшего «Кольскую», Роман Могилян и представитель судовладельца ледокола Владимир Корчанов. Однако СКР предъявил обвинения лишь двоим — и.о. заместителя гендиректора АМНГР Борису Лихвану и и.о. главного инженера Леониду Бордзиловскому. Оба были назначены на эти должности буквально накануне транспортировки «Кольской», причем Лихван ни до прихода в АМНГР, ни во время работы там не имел ни должной подготовки, ни аттестации, чтобы отвечать за безопасность мореплавания, его даже не ознакомили с должностными инструкциями и по закону не имели права назначать и.о. гендиректора.


Как следует из документов, переданных в ФСБ (есть в распоряжении «Известий»), необходимая спецподготовка и аттестация были в АМНГР лишь у двух человек — отвечавшего за буксировку и погибшего на «Кольской» Михаила Терсина и заместителя гендиректора Василия Васецкого. Впрочем, после трагедии с буровой Васецкий проходил переаттестацию и сумел ответить лишь на один вопрос из семи. В итоге Ространснадзор признал, что он не соответствует занимаемой должности.

— Именно Васецкий и гендиректор Мелехов готовили всю транспортировку и несли за нее ответственность, — рассказал Борис Лихван «Известиям». — Однако в момент трагедии ни тот, ни другой не стали принимать решение по спасению людей, их просто не было на месте. Васецкий был в это время в командировке во Вьетнаме, из биллинга видно, что в Россию он регулярно звонил — не звонил только на саму буровую и на службу эксплуатации флота. Мелехов уехал в Москву и тоже самоустранился. Хотя именно они должны были возглавить штаб по спасению и руководить всей операцией.


Как следует из судового журнала, найденного на «Кольской», с самой буровой Васецкому в эти дни регулярно звонили, но он не отвечал на звонки. По словам Лихвана, он передал документы в ФСБ, потому что Дальневосточное управление СКР необъективно ведет расследование и пытается переложить ответственность за гибель 53 человек на руководителей «среднего звена».

— Грандиозные планы в отношении «Кольской» были настолько сумасбродны, а техническое состояние самой буровой таким плачевным, что знающие люди стали разбегаться еще задолго до трагедии, — рассказывает дочь погибшего Михаила Терсина Наталья. — Перед самым рейсом никто из капитанов не соглашался идти в этот рейс. Дошло до того, что перед буксировкой сам капитан «Кольской» Козлов пытался несколько раз уволиться и списаться на берег. А несколько ведущих специалистов АМНГР уволились незадолго до ухода «Кольской» из Мурманска как раз потому, что с их профессиональным мнением в компании не хотели считаться.

Один из уволившихся, бывший главный инженер АМНГР Олег Гончаров рассказал «Известиям», что лично готовил и отбирал машинную команду, в итоге на «Кольской» оказались лучшие. Он не сомневается, что «Кольскую» погубила некомпетентность руководства и его жадность.

— Однозначно, при буксировке с платформы надо было снимать людей, оставляя двух-трех ремонтников, если они были там нужны, а саму «Кольскую» вести на трех буксирах, не меньше — ни ледокол «Магадан», ни буксир «Нефтегаз-55» с этой задачей при той штормовой погоде изначально не справились бы, — считает он.

Олег Гончаров говорит, что уволился из АМНГР потому, что не сомневался, что с «Кольской» при буксировке будут проблемы технического характера.

— Трещины в буровой обнаружили еще в Мурманске, там требовались сварочные работы высокой квалификации, но делались они наспех, поскольку каждые сутки простоя оборачивались крупными штрафами, — вспоминает Гончаров. — «Кольская» зашла в Лос-Пальмос (Испания) пополнить запасы продовольствия, но испанские власти ее не выпустили в море из-за технического состояния крепления буровой. На ремонте настаивала компания-страховщик, в итоге трещины заваривали еще два месяца.

Бывший капитан «Кольской» Шамиль Абдулин считает, что заваренные швы могли снова разойтись во время бурения в Охотском море.

— Когда платформа встает на опоры, у корпуса появляется прогиб, отсюда и разрыв недавно заваренных швов. По нормативным документам и должностным обязанностям следить за состоянием буровой должен был Васецкий, — объясняет Абдулин. — Есть еще важный момент: когда «Кольская» поднимает опоры, в балластных танках и отсеках у нее остается лишних 900 т воды, что дает дополнительные 30 см осадки. В старой инструкции было написано, что эта вода должна сливаться, но на самой буровой могли этого и не знать.

Владимир Грудев, экс-замдиректора АМНГР, говорит, что уволился из компании, потому что там «не считались с мнением профессионалов по морской тематике».

— Чем хуже погодные условия — а в случае с «Кольской» был сильный шторм, — тем выше должна быть ответственность руководства. В документации завода-изготовителя по «Кольской» сказано однозначно — в зимнее время буксировка морем запрещена, — рассказывает Грудев. — Лихвана назначили виновным — это очевидно. На самом деле его вина ничтожна. Я и все, кто знаком с предысторией этой катастрофы, знаем: к этой катастрофе причастны в первую очередь генеральный директор Мелехов и его заместитель (по флоту) Васецкий, который во время буксировки был в командировке во Вьетнаме. Со всей ответственностью говорю: в это время не могло быть более важной и ответственной задачи, как буксировка СПБУ «Кольская». И организация подготовки к ней, контроль за ходом буксировки, анализ метеопрогнозов и выдача рекомендаций начальнику каравана — это прямая обязанность заместителя директора по флоту. Васецкий (как назначенное лицо компании), а тем более гендиректор Мелехов обладали всей полнотой власти и необходимыми ресурсами, чтобы принять любые решения — вплоть до отмены буксировки, тогда как Лихван такими полномочиями не обладал.

Источник «Известий» в спецслужбах утверждает, что на самой «Кольской» из-за невозможности связаться с руководством компании царил полный хаос.

— На «Кольской» одновременно оказались два капитана — Терсин, ответственный от АМНГР за буксировку, и непосредственно капитан Данилов — и у каждого из них было свое мнение о том, что делать, — рассказывает собеседник, хорошо знакомый с ситуацией. — В соответствии с Кодексом торгового мореплавания за морскую буксировку отвечает капитан буксирующего судна, то есть капитан Могилян с ледокола «Магадан», или, если есть письменное соглашение, капитан буксируемого судна, то есть Данилов, но никак не Терсин. Спасательную операцию тоже начали с задержкой — не сразу нашли вертолеты, которые вылетели в Охотское море.

Юрий Мелехов и Василий Васецкий больше года назад уволились из АМНГР. Васецкий для комментариев не доступен. Мелехов в разговоре с «Известиями» сказал, что не заинтересован сейчас ничего говорить и отвечать на вопросы, потому что «продолжается следствие». Между тем, согласно Международному кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), во всех компаниях-судовладельцах должно быть так называемое «назначенное лицо компании», ответственное за безопасность и имеющее прямой доступ к руководству на самом высоком уровне. Таким «назначенным лицом» в АМНГР, как выяснилось из представленных в ФСБ документов, с 18 мая 2011 года был Василий Васецкий. 


Источник в Дальневосточном управлении СКР сообщил «Известиям», что следователи уже в курсе новых документов, переданных в ФСБ.

— В любом случае расследование еще не закончено и круг обвиняемых — исходя из новой информации — может быть расширен, — объяснил он.

Комментарии
Прямой эфир