Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
CNN сообщил об отсутствии среди целей Израиля ядерных объектов Ирана
Экономика
Иностранным инвесторам хотят упростить получение виз в РФ
Армия
Двоих летчиков потерпевшего аварию в Ставропольском крае самолета госпитализировали
Общество
Синоптики предупредили москвичей о небольшом дожде и порывах ветра 19 апреля
Мир
На Украине уволили представителя оперативного командования «Юг» ВСУ Гуменюк
Мир
СМИ сообщили о взрывах в иранской провинции Исфахан
Армия
Шойгу проинспектировал работу предприятия ОПК в Омской области
Мир
Около половины участников заседания СБ ООН покинули зал с началом речи постпреда Израиля
Происшествия
Силы ПВО сбили 25 снарядов РСЗО Vampire за ночь над Белгородской областью
Общество
Собянин рассказал об экспедиции школьников и студентов в Арктику
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Мир
S&P снизило кредитный рейтинг Израиля с «АА-» до «А+»
Общество
У подозреваемого по делу об убийстве мужчины в Москве изъяли более 44 млн рублей
Происшествия
МО назвало вероятной причиной аварии Ту-22M3 на Ставрополье техническую неисправность
Армия
В Карелии сформирована отдельная ракетная бригада с ОТК «Искандер-М»
Общество
В Тюменской области вода подошла ко всем населенным пунктам Казанского района

Предмет спора – тарифы

ФАС и РЖД выясняют, кто прав
0
Предмет спора – тарифы
Фото: PhotoXPress
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Недовольных тарифами на железнодорожные перевозки очень много. Не случайно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) держит деятельность перевозчиков на особом контроле. Глава ФАС Игорь Артемьев в конце июля, представляя на заседании правительства РФ седьмой ежегодный доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, серьезную часть доклада посвятил деятельности монополистов, и в частности компании «Российские железные дороги».

А накануне Артемьев встречался с журналистами и рассказал им о принятой в его ведомстве Стратегии развития антимонопольного регулирования, а также Плане деятельности в рамках Стратегии на ближайшие пять лет. Но наибольший интерес у СМИ вызвали ряд довольно резких оценок, высказанных главой ФАС о деятельности РЖД как монополиста в отрасли. Что РЖД «остаются типично советской монополией», что тарифная политика РЖД прямо нарушает принципы конкуренции и вредит экономике страны. Более того, глава ФАС заявил журналистам, что cистема тарифов на железнодорожные грузовые перевозки в России доходит до безумства. В доказательство этого тезиса он сообщил, что предпринимателям выгоднее осуществлять дальние перевозки фурами, нежели железнодорожным транспортом. Что расценки на железнодорожные перевозки в России – одни из самых высоких в мире, что текущее тарифное руководство нуждается в замене. В качестве примера рассказал о том, что некоторые ритейлеры фрукты и овощи возят фурами из Краснодара в Сибирь.А выживание РЖД, по словам высокопоставленного чиновника, обеспечивается, за счет потребителя. Также Артемьев считает, что тарифная политика РЖД прямо нарушает принципы конкуренции и вредит экономике страны.

Сама РЖД на оценки, высказанные главой ФАС, отреагировала незамедлительно. В разъяснении, обнародованном пресс-службой компании, в частности, говорится: «В результате государственного регулирования тарифов ОАО «РЖД» продолжает существенно снижать транспортную нагрузку на экономику и создавать условия для развития других отраслей экономики за счет недофинансирования железнодорожной инфраструктуры. Так, при достаточно значимом росте объемных показателей перевозок в 2012 году РЖД из-за ограничения тарифа обеспечила чуть меньший вклад в ВВП – 1,74 % против 1,81 % в 2011 году, тем самым обеспечив «перекрестное субсидирование» других секторов экономики». Отмечено также, что с 2003 по 2012 год цены в промышленности в целом возросли в 3,4 раза, в топливной промышленности – в 5,5 раза, а на железнодорожном транспорте – только в 2,8 раза. РЖД также напоминают, что компания входит в число крупнейших налогоплательщиков в России: в 2012 году в бюджет было перечислено более 263 млрд рублей.

Но суть проблемы не только во взаимоотношениях монополиста и антимонополиста. Несбалансированность существующей тарифной системы перевозки грузов давно является общим местом в обсуждениях специалистов. Об этом, например, говорил Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), выступая на IV Международной конференции «Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки». В частности, эксперт отмечает, что перевозки нефтепродуктов в отличие от перевозки ряда грузов первого тарифного класса (в частности, угля) являются для РЖД прибыльными. При этом их доходность превышает доходность внутренних перевозок угля в 3,6 раза (91,4 коп./т/км против 33 коп./т/км у угля), а экспортных перевозок – в 5 раз (доходная ставка по экспортным перевозкам угля – 18 коп./т/км). Эксперт отметил, что несбалансированность тарифной системы ежегодно увеличивается.Темпы индексации тарифов на перевозку нефти опережают темпы индексации по углю на 18 %, а по минеральным удобрениям – на 21 %.

В результате несбалансированности тарифной системы, как считают специалисты, высокодоходные грузы под воздействием межвидовой конкуренции «уходят» на другие виды транспорта. Перевозчик теряет значительную прибыль, а следовательно, и источники инвестиций. Меняется структура перевозимых грузов: высокодоходные грузы замещаются низкодоходными и убыточными. В результате потребности в инвестициях в инфраструктуру сохраняются, а финансовые возможности – нет. При сохранении прежних транспортных затрат у грузовладельцев доходы перевозчика снижаются, возникает потребность в поиске дополнительных источников инвестиций.

Государство, не вмешиваясь в происходящие процессы и не изменяя регуляторной среды, по мнению эксперта из ИПЕМ, осложняет себе задачу по нахождению компромисса между уровнем индексации тарифа, объемами поддержки из федерального бюджета и потребностями по развитию магистральной железнодорожной инфраструктуры. Кроме того, государству необходимо будет решать уже четыре задачи: поиск источников инвестиций в магистральную железнодорожную инфраструктуру, компенсации убытков от перевозок возросших объемов грузов первого класса, инвестиций в автодорожную сеть, работающую с большей интенсивностью, а также поиск источников для дополнительного финансирования содержания автодорожной сети.

ИПЕМ в связи с этим предлагает ряд регуляторных изменений, среди которых, например, создание новой тарифной системы, соответствующей изменившейся экономике железнодорожного транспорта; организация учета доходности и структуры перевозки грузов при выборе и оценке сроков окупаемости инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры; создание системы привлечения дополнительных грузопотоков высокодоходных клиентов, в том числе путем «увязки» дополнительных грузопотоков и инвестиционных проектов по расшивке «узких мест»; изменение регулирования общесетевого перевозчика с целью расширения и упрощения привлечения высокодоходных грузов на железнодорожный транспорт.

Правительству тоже не по душе высокие темпы роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Есть распоряжение проверить расходы РЖД на топливо и электроэнергию, которые в 2012 году составили около 200 млрд рублей. При этом железнодорожников попросили сократить расходы и начать сдерживать рост тарифов с 2014 года (не повышать их больше инфляции на уровне 7  %).

Впрочем, перекосы специалисты находят не только в тарифах на грузовые перевозки. Например, в июле тот же ИПЕМ опубликовал результаты исследования «Анализ первых результатов применения методики динамического ценообразования Федеральной пассажирской компании (ФПК)». Отдельные выводы, сделанные специалистами ИПЕМа, также впечатляют: получается, что в последние дни продаж цена на билеты в купейных вагонах на отдельных направлениях может превышать стоимость авиабилетов в том же направлении в 1,5 раза.

ФАС и сама по результатам плановой проверки выявила в действиях ФПК признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности закона «О защите конкуренции».

Так, было установлено, что компания навязывала договор перевозки в плацкартных (общих) вагонах пассажирских поездов дальнего следования по регулируемым государством тарифам с применением повышающих коэффициентов в связи с присвоением поезду категории «фирменный». Плюс ФПК навязывала пассажирам условия приобретения дополнительных сервисных услуг, предоставляемых пассажирам в вагонах повышенной комфортности поездов дальнего следования.

ФАС сказала «фас»

Хроника давления на монополиста

В апреле 2012 года комиссия Управления ФАС России признала в действиях РЖД нарушение закона «О защите конкуренции» по заявлению приморского порта. Дело было возбуждено в январе 2012 года по заявлению «Петротранс-Приморск». Заявитель обратился к РЖД как к владельцу инфраструктуры общего пользования, чтобы согласовать проект примыкания железнодорожных путей необщего пользования для обеспечения транспортировки в морской порт нефтепродуктов. В ответ РЖД выдали компании техническое задание, в котором обязали заявителя выполнить мероприятия по развитию железнодорожной сети общего пользования.

В ФАС уточнили, что монополист пытался навязать компании «Петротранс-Приморск» невыгодные технические условия и непредусмотренные действующим законодательством обязательства, препятствуя в доступе на рынок использования инфраструктуры железнодорожного транспорта и рынок перевалки нефтепродуктов.

В мае 2012 года Арбитражный суд Москвы признал замену ОАО «Российские железные дороги» в ноябре прошлого года в часы пик на Курском направлении социальных электричек на дорогие скоростные поезда нарушением интересов пассажиров, на компанию наложен штраф. «Законность решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) в отношении ОАО «РЖД» 14 мая 2012 года подтвердил Арбитражный суд г. Москвы. За нарушение закона «О защите конкуренции» компания будет оштрафована», – сообщалось на сайте ведомства.

Предмет спора – тарифы

ФАС России признала ОАО «РЖД» нарушившим ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции». В утренние часы пик на Курском направлении Московской железной дороги компания заменила поезда социального значения («социальная электричка») скорыми электропоездами повышенной комфортности. «При этом количество мест в таких поездах по сравнению с социальными электричками было на порядок меньше (671 против 1088). К тому же замещение на поезд повышенной комфортности привело к увеличению стоимости проезда в два раза», – отмечается в сообщении.

В октябре 2012 года СМИ сообщали, что Федеральная антимонопольная служба может до конца октября выписать РЖД оборотный штраф за отказы от обслуживания грузоотправителей в 2011 году по гостарифам, теоретически он может достигнуть 150 млрд рублей. Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин тогда заявил, что служба в течение полутора недель выпишет РЖД оборотный штраф. Сумму он назвать отказался, пояснив, что вопрос еще обсуждается, но речь идет о «серьезном размере».

Служба планировала оштрафовать РЖД за многочисленные отказы в 2011 году от обслуживания грузоотправителей. Специалисты посчитали, что теоретически ФАС имеет возможность установить штраф в 1–15  % от доходов компании на рынке грузовых железнодорожных перевозок в 2011 году, Доходы РЖД от этого вида деятельности составили 1 трлн руб. То есть штраф мог составить 10–150 млрд рублей.

В ноябре 2012 года Федеральная антимонопольная служба привлекла РЖД к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, наложив на компанию штраф более 2 млрд рублей. «Согласно постановлению ФАС России, ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 2 млрд 241 млн 296 тыс. 238 рублей за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РФ», – поясняла служба.

Из стенограммы заседания правительства РФ 25 июля 2013 года

Аркадий Дворкович: …Есть очень сложная сфера – железнодорожная отрасль, «Российские железные дороги». Я прочитал отношение Игоря Юрьевича (Артемьева. – «Известия») к этому вопросу в средствах массовой информации – не согласен с той позицией, которая была высказана.

Дмитрий Медведев: Руководство РЖД тоже не согласно – звонили мне и говорили, что возмущены.

Аркадий Дворкович: Значит, в этом отношении мы с руководством РЖД сходимся, хотя во многом другом не сходимся. Суть заключается в том, что есть разные подходы, разные точки зрения к оптимальной степени развития конкуренции в таком инфраструктурном секторе.

Комментарии
Прямой эфир