Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил об ожидании украинской делегации 15 мая в Стамбуле
Мир
В ФРГ сообщили о желании США возобновить поставки газа по «Северному потоку – 2»
Культура
Путин назвал культурное достояние основанием для консолидации общества РФ
Мир
Макрон не увидел законного обоснования для конфискации активов РФ
Мир
Эрдоган призвал НАТО не быть частью конфликта на Украине
Мир
Экс-премьер Молдавии обвинил Санду во вмешательстве в выборы Румынии
Общество
В Дагестане возбудили дело о терроризме после нападения на полицейских
Экономика
Патрушев назвал Мурманскую область значимой для экономики РФ
Общество
ГД одобрила законопроект об аресте имущества уехавших из РФ правонарушителей
Мир
Трамп предостерег Запад от вмешательства в конфликт на Украине
Мир
В Госдепе назвали встречу по Украине в Стамбуле «благоприятной возможностью»
Мир
Министр обороны Польши отверг возможность ввода войск на Украину
Экономика
Путин поддержал антикризисный план спасения угольной отрасли
Мир
Макрон заявил о готовности к диалогу с Путиным после прекращения огня на Украине
Культура
НМГ победила в восьми номинациях Ассоциации продюсеров кино и телевидения
Экономика
Банки стали требовать для разморозки счета приходить в офис с родней
Спорт
«Трактор» одержал победу над «Локомотивом» в первом матче финала Кубка Гагарина

Между Сталиным и Мандельштамом

Политолог Глеб Кузнецов — о главной проблеме российской интеллигенции
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Два известных русских писателя Акунин и Шишкин зачем-то выступили в популярном журнале «Афиша» с диалогом о судьбах Родины, которую они нежно называют монструозным отечеством. Такого рода разговор — это всегда самопародия. Кто бы его ни вел. Не стали исключением и известные писатели. Петр I, татары с монголами, Византия с орлом двуглавым и прочее, как говорят в интернетах, тро-ло-ло. Чувство неудобства не может не возникнуть, когда читаешь такие тексты. И не потому, что, как заметил один из критиков публикации, так говорят на кухнях под банку научные сотрудники, а потому что так под банку разговаривали лет, наверное, тысячу. Как только массовое производство алкоголя изобрели и русский язык. И о тщете и нелепости таких разговоров писали и говорили люди поталантливее меня. От Салтыкова-Щедрина до Ильфа с Петровым и Пелевина.

Однако нет-нет в таком вот бесконечном стоне про неправильный народ, доставшийся «правильной» интеллигенции возьмет, да и проскочит что-то свеженькое, изящное и вообще заслуживающее обсуждения по существу.

В разговоре Акунина с Шишкиным мне показались интересными три тезиса.

1. Чувства собственного достоинства у русских отродясь не бывало. По Шишкину — его завезли европейцы при Петре, по Акунину — оно взошло и расцвело после запрета пороть дворян в XIX веке. То есть какой-нибудь Кузьма Минин жил-жил и помер, не узнав о том, что чувство собственного достоинства у него нет в отличие от полупьяного немецкого рейтара, приглашенного командовать в «полки нового строя». Соответственно, и институты, связанные с этим самым чувством, у нас все насквозь импортные. «Свобода, республика, парламент, права личности». Так и вижу, как рейтар наш ходит из кабака в кабак на Разгуляе и шепчет в русские уши как молитву: «Свобода, республика, парламент...»

2. Самого русского народа вообще не существует — это «тело». Тело без души есть труп. За право «одушевления» которого борются две головы: одна с лицом тех же спорящих писателей, «аристократия» (по определению Акунина — лучшие), другая с лицом силовика и чиновника, «арЕстократия» (как несложно догадаться — далеко не лучшие). «Есть Мы, и есть Они. У Нас свои герои: Чехов там, Мандельштам, Пастернак, Сахаров. У Них — свои: Иван Грозный, Сталин, Дзержинский, теперь вот Путин».

3. Что сделает «хорошая» голова, когда вновь победит? Почему «вновь»? Потому что головы побеждают и проигрывают последовательно. В прогрессивных реформах (продукт работы «хорошей» головы) уже содержится запрос на стабильность, а в реакции (продукт работы головы «плохой») — зреют реформы. «Наши загонят под плинтус спецслужбистов и пересажают неправедных судей с прокурорами. Наверное, отберут нефть у «плохих» олигархов и передадут «хорошим». Введут люстрацию для слуг прежнего режима. Выкинут с Красной площади святыню той стороны. Приструнят клерикалов...» То есть видение у писателей самое традиционное: посадить, отобрать и раздать своим. Очень трогательно, когда два не самых глупых человека не могут за пределы этой триады даже в порыве умного разговора выйти. А может, тогда и не надо огород городить? Какая разница З/К, под чьим портретом сидит его следователь — Дзержинского или Пастернака?

И вот тут можно было бы закончить, так как с писателями все ясно. Но не могу удержаться от еще одной мысли.

«Плохая» голова, если мы возьмем на вооружение предложенную Акуниным метафору, — она ведь тоже европейская. Не меньше, чем «хорошая». Запад — помимо Билля о правах и парламента — это концлагеря, религиозные и мировые войны, оружие массового поражения вместе с любовью и готовностью к его применению, это милитаризм и концепция тотального государства со слежкой и контролем над всеми сторонами жизни человека, особенно над его мыслями. Это бюрократия и стремление к унификации. Сегодняшняя Россия — очевидно европейское, я бы даже сузил, «немецкое» по духу государство. Ее творцы и теоретики — причем я бы начал линию этих творцов с Петра I — черпали именно в Германии свое вдохновение. Чиновник, порядок, единство и вертикаль — это наши импортированные с Запада боги. А если они не работают так, как хотелось бы, стоит ли удивляться этому с нашими расстояниями, национальным характером и прочим. Сложно натянуть простыню, идеально сшитую на княжество, которое можно обозреть с башни герцогского замка, на гигантскую, не желающую управляться по-немецки территорию.

Любой нынешний разговор любых наших интеллектуалов — хочешь Акунина с Шишкиным, хочешь Панарина с Дугиным — это разговор западнический. Мы имеем поражающий воображение интеллектуальный «карго-культ» — и тут совершенно не важно, какое именно «карго», груз мы хотим позаимствовать у «белых господ» — права человека с парламентом или инновации с властной вертикалью.

У российского интеллектуального класса нет понимания, что институты — парламент ли, выборы ли, права ли человека, «Сколково» ли, все что угодно — это не цель. Это средство, молоток, дрель. Никакой самостоятельной ценности в них нет. Они либо помогают «строительству», то есть развитию, либо мешают ему, либо лежат себе на верстаке и не отсвечивают. Поэтому выступать за честные, скажем, выборы и права человека — это выступать ни за что. Ходить по пепелищу и распевать лозунги — «Без молотка мы не построим дом!», «Да здравствует дрель-строительница!».

Акунинские головы — на самом деле одна голова. Победа невозможна, потому что войны нет. Вместо содержательного разговора о развитии, о будущем, о реальной политике и реальной экономике — годы, десятилетия, сотни лет идет бесконечное нудное обсуждение: какие-бы еще западные штучки для наших березок приспособить — губернаторов с табаком, социализм с лагерями или права человека с выборами. И проблема — проблема не страны, а интеллигенции — именно в этом, а не в том, кто у кого герой — Мандельштам или Сталин. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир