Тоннели оснастят «умной подсветкой»
В городских тоннелях будут установлены системы адаптивного освещения, меняющие яркость ламп в зависимости от погоды и времени суток, сообщил «Известиям» и.о. руководителя департамента топливно-энергетического хозяйства столицы Павел Ливинский. Пилотный проект работает в Сущевском тоннеле, а в перспективе регулируемое освещение планируется применить в Лефортовском, Кутузовском, Ленинградском, Волоколамском и Алабяно-Балтийском тоннелях. Эксперты посчитали, что такая система позволит снизить число ДТП в тоннелях, однако в длинных подземных сооружениях, по их мнению, она не нужна.
Как пояснил Ливинский, регулируемое освещение устанавливается для того, чтобы водители не слепли при въезде в тоннель — например, после яркого света.
— На въездах в тоннель устанавливаются специальные датчики-яркомеры, которые определяют, насколько ярко светит солнце и как на освещенность тоннеля влияет окружающая застройка, потому что от домов могут быть блики или тень. В зависимости от этого регулируется интенсивность горения фонарей, световой поток ламп может изменяться на 20% от начального значения, — отметил чиновник.
Ливинский добавил, что система освещения имеет три режима работы днем и отдельный — для ночи. Дневные режимы регулируются не только в зависимости от того, солнечный ли день или пасмурный, но и от времени суток. Так, для рассвета, полудня или сумерек режимы могут быть разными. За работой датчика следит диспетчер.
— Такая система позволяет экономить до 25% электроэнергии по результатам годовой работы. Кроме того, срок службы ламп продлевается, что дает возможность снизить затраты на закупку новых ламп и утилизацию токсичных источников света, отработавших срок службы, — подчеркнул Ливинский.
По словам зампредседателя экспертного совета Мосгордумы по экологической политике Калмана Цейтина, для освещения ряда участков города все еще применяются ртутьсодержащие лампы, утилизация которых должна производиться по особым жестким нормативам.
— По факту правильная утилизация происходит не всегда, лампы выбрасывают в обычный мусорный бак. Оттуда они попадают на полигоны ТБО, где разбиваются, — сказал эксперт.
Цейтин добавил, что в перспективе все лампы уличного освещения необходимо заменить на светодиодные: «Они долговечные, устойчивые к перепадам электричества и тратят в разы меньше электроэнергии, чем обычные светильники».
Между тем регулируемое освещение столицы может появиться не только в тоннелях, но и на «открытых» дорогах. Как рассказал руководитель совместного предприятия «Филипс и Оптоган» Андре Рихтер, компания принимает участие в ряде крупных проектов по установке светодиодных светильников в Москве и Московской области. Проекты находятся в пилотной стадии, уточнил он. Светильники могут быть оснащены системами управления освещением и интегрированы в глобальную интеллектуальную систему (ГИС).
— Интеллектуальные светильники имеют возможность «реагировать» на изменение погоды, окружающей освещенности и дорожного трафика, а также движение пешеходов и других внешних воздействий, — пояснил Рихтер.
Однако заместитель директора Лаборатории транспортных систем Александр Кулаков убежден в том, что добиваться низкого контраста между освещением на улице и в тоннеле имеет смысл только в коротких подземных сооружениях, потому что там глаза водителя не успевают перестроиться. Кроме того, в тоннелях ДТП происходят реже по сравнению с обычными трассами, посчитал эксперт.
— В тоннелях запрещены маневры, к тому же машины движутся с большей дистанцией и на более высокой скорости, потому что автомобилисты хотят как можно быстрее покинуть тоннели, им некомфортно. С другой стороны, каждое ДТП, произошедшее в тоннеле, по умолчанию более тяжелое, особенно если машина загорится, — сказал Кулаков.
Устанавливать адаптивное освещение на «наземных» дорогах, по мнению Кулакова, не стоит.
— Конечно, целесообразность зависит от того, насколько можно поделить систему управления освещением на сегменты. Например, туман образуется на отдельных местах, и если он появился в районе Профсоюзной улицы, делать фонари ярче на всей МКАД или даже только на ее юге будет слишком дорого.
Кулаков добавил, что варьировать яркость освещенности дорог в зависимости от трафика, например, в ночные часы, когда машин мало, нельзя.
— По нашим исследованиям, аварийность и тяжесть последствий ДТП в ночное время в 3,7 раза выше, чем в дневные часы, — заключил эксперт.