Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Современное искусство вывезли в лес

Фестиваль «Архстояние-2013» испытал трудности коммуникации
0
Современное искусство вывезли в лес
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Валерий Мороз
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Фестиваль «Архстояние» проходит в Никола-Ленивце в восьмой раз. Он настолько прижился на территории национального парка «Угра», что даже местные жители перестали обращать внимание на людей в странных одеждах, которые ежегодно устраивают организованный культпоход.

Автором фестиваля является бывший «митек» Николай Полисский, решивший гармонично объединить объекты искусства и заповедную природу, чтобы архитектурные объемы возникали перед взором посетителя во время прогулки по лесу.

Современное искусство вывезли в лесНынешний фестиваль назван «Выход из леса» и призывает переключить внимание с природного ландшафта на искусство в жанре «контемпорари». Московские художники приготовили для Никола-Ленивца целую серию тематический акций.

— Человек выходит из леса таким, какой он есть, обнаженным, — рассуждает художница Ольга Кройтор, посыпая свежую могилу сеном. Через пять минут она разденется донага и ляжет в яму, чтобы превратиться в выставочный экспонат. — Я буду лежать под стеклом ниже уровня земли, представляя зрителям собственный внутренний мир. Очень интересно посмотреть на реакцию людей во время акции.

Современное искусство вывезли в лесЗрители отнеслись к замыслу художника с сочувствием, то и дело подбадривая девушку, страдающую во имя искусства. «Оля, радуйся, тучка!» — кричали наблюдатели перфоманса, когда летний зной ослабевал.

Фиксация на обнаженном теле понятна, ведь место действия — лес. Федор Павлов-Андреевич, который регулярно отключает свои органы чувств различными приспособлениями, на это раз решил обернуться коконом и повиснуть нагишом внутри деревянного параллелепипеда, построенного архитектором Борисом Бернаскони.

Современное искусство вывезли в лес— Для жанра, в котором я работаю, важна элевация, то есть возвышение. Я поднимаюсь над лесом и полями и попадаю в некое безвоздушное пространство, — рассуждает художник. — Искусство хорошо тогда, когда оно находится наверху, потому что люди задирают голову и как бы благоговеют. В то же время архитектурная данность этого объекта заключается в том, что люди могут также смотреть на меня сверху и очутиться в ситуации, когда они могут плюнуть в колодец, в котором я нахожусь.

Современное искусство вывезли в лесВ этом году «Архстояние» проходило в режиме абсолютной творческой спонтанности, когда заявленные по графику мероприятия переносились или отменялись. Дезорганизация придавала фестивалю особый колорит: зрители с бесполезными картами блуждали по огромному заповеднику в надежде застать хоть какое-нибудь событие. Удача улыбнулась не всем.

Самую любопытную акцию придумала Линор Горалик. В течение 12 часов 12 поэтов читали собственные стихи единственному слушателю. Зрители записывались на чтения заранее. Стихотворец Аркадий Штыпель признался, что не знает, кто будет слушать его на протяжении часа.

Современное искусство вывезли в лес— Я не знаю, кто будет передо мной сидеть, мальчик, девочка, молодой или не очень. Когда я увижу этого человека, я постараюсь попасть под его ожидания, спросив, что он любит, — говорит поэт.

Несмотря на то что слушатель у каждого поэта один, остальные гости фестиваля имеют возможность «подсмотреть» общение творца и зрителя сквозь дверные щели «Ротонды» Александра Бродского.

Современное искусство вывезли в лесРитм «Архстояния-2013» отбивает сбрасываемая с 14-метровой высоты пятитонная металлическая гиря. Красивый объект под названием «Две сферы» призывает зрителей ощутить дрожь под ногами во время их, сфер, соприкосновения. На деле же художественный жест напоминал скорее грязную стройку, где перепачканные рабочие, громко перекрикиваясь друг с другом, бессмысленно роняли кусок железа в большую яму с грязью.

Современное искусство вывезли в лесНа главной площадке тем временем жужжал «Вавилонский водопровод», в торчащие трубы которого каждый мог крикнуть слово и услышать собственный голос искаженным. Человеческая речь, переродившись внутри, становилась на выходе бессмысленным звуковым хаосом, означающим «проблему коммуникации в современном мире» по замыслу автора. Этот же объект можно было бы сделать символом «Архстояния-2013». 

Современное искусство вывезли в лес— Какое сейчас лицо у Никола-Ленивца? Я не знаю, — сетует создатель фестиваля Николай Полисский. — Раньше мы привозили и строили то, что можно показать только здесь, в этом пространстве и в этом ландшафте. Зачем привозить сюда контемпорари-арт из Москвы? Ну привезите тогда Джоконду, почему нет? Можно спустить ее с вертолета прямо в лес.

Вечером фестивальная публика стала чуть активнее, сосредоточившись вокруг главной сцены, где играла музыка. Люди, похожие на хиппи, не заметили, что ночная разноцветная подсветка, которую готовили весь день, так и не заработала.

Современное искусство вывезли в лесСовременное искусство вывезли в лесСовременное искусство вывезли в лес

Комментарии
Прямой эфир