Турция передумала урегулировать конфликт с Израилем

Израильские власти обвинили Турцию в том, что она тормозит процесс дипломатического урегулирования. Дипотношения были разорваны после того, как израильские спецназовцы провели операцию на борту одного из кораблей «Флотилии свободы», направлявшейся в 2010 году в сектор Газа. Жертвами силовых действий стали девять турок. Диалог начал нормализовываться, лишь когда в марте израильский премьер Биньямин Нетаньяху принес извинения. Начались даже переговоры об израильских компенсациях семьям погибших.
Однако, как заявил турецкий вице-премьер Бюлент Арынч, стороны так и не смогли достигнуть договоренности, «поскольку Израиль не признал противоправность своих действий». По сути, Тель-Авив отказался считать «выплату компенсации исчерпывающим извинением за то, что было содеяно спецслужбами Еврейского государства». Кроме того, Анкара поставила перед Тель-Авивом и другое условие нормализации двусторонних отношений — снятие блокады сектора Газа. Израильские политики, в свою очередь, посчитали такой набор требований оскорблением в свой адрес.
— Сегодня Эрдоган чувствует себя весьма неуверенно. Антиисламская волна, которая в последние недели бушует в том числе в Египте, показывает, что мусульманский традиционализм больше не может считаться серьезной опорой власти, — говорит профессор израильского университета Бар-Илан Зеэв Ханин. — И нынешние заявления Анкары объясняются, прежде всего, желанием разговаривать с Израилем с позиции силы.
Ведь до сих пор восстановление диалога двух стран шло по большей мере по инициативе и на условиях Израиля. Даже в том, что касается денежного вопроса. И хотя Турция требовала по $1 млн в качестве компенсации семье каждого погибщего с Mavi Marmara, в действительности, по словам Ханина, Тель-Авив готов выплатить менее $1 млн — на всех.
На самом деле, как считают эксперты, турецким властям сейчас не с руки идти на примирение с израильтянами. Своим заявлением о фактической остановке переговорного процесса Турция хотела бы громко заявить о себе.
— Палестинский вопрос является лишь инструментом в руках умеренных исламистов из Партии справедливости и развития Эрдогана, — сказал «Известиям» специалист по международным отношениям Генджер Озджан из стамбульского университета Бильги. — Заведомо требуя от израильтян невозможного, Анкара стремится показать себя лидером на Ближнем Востоке. С этой же целью ранее была проведена и акция с «Флотилией свободы».
Еще одна причина обострения отношений с Израилем — желание Эрдогана отвлечь сограждан от внутриполитических проблем. В стране уже около двух месяцев продолжаются антиправительственные манифестации, в ходе которых были арестованы несколько сотен человек. Премьер, как полагает эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серегичев, хочет реанимировать неоосманизм — внешнеполитический курс, направленный на доминирование Турции в арабо-мусульманском мире.
— По замыслу Эрдогана, долг турок — не позволить никому издеваться над мусульманами в секторе Газа, — считает он. — Так Анкара рассчитывает в том числе завоевать поддержку на Ближнем Востоке, которую она потеряла еще во времена Османской империи.
В то же время затягивающийся конфликт с Израилем может принести гораздо больше вреда, чем пользы для турецкого лидерства в регионе. Ведь это серьезно бьет по ее экономическим позициям. Из-за конфликта в Сирии и волнений в Египте были перекрыты многие турецкие каналы экспорта. И теперь поставки идут через израильские порты в Хайфе и Ашдоде.
В 2010 году конвой из шести кораблей с 700 активистами на борту попытался прорвать израильскую блокаду сектора Газа, чтобы доставить, как заявляли организаторы, гуманитарный груз для палестинцев. Однако израильский пограничный спецназ задержал судно Mavi Marmara по подозрению в доставке оружия. Пассажиры корабля оказали сопротивление. В результате девять из них были убиты, еще 30 — ранены.