Круглые сутки
В этой жизни не так уж и много событий, о которых будешь жалеть, если не побываешь. Одно из них – марафон «24 часа Ле-Мана», самая знаменитая автогонка мира. Хотя, если честно, это событие сложно назвать одним словом «автоспорт». Это нечто большее, это – легенда, намного старше «Формулы-1», это – праздник, который почти на неделю затмевает собой все другие события, и не только в этой сфере.
Самая первая гонка «24 часа Ле-Мана» состоялась в мае 1923 года. Тогда на старт вышло 33 автомобиля. С тех пор этот марафон стал, пожалуй, самым популярным событием в мире автоспорта. Количество зрителей и болельщиков, которые приезжают в дни проведения соревнования во французский городок Ле-Ман (а здесь живет чуть больше 190 тыс. человек), превосходит все мыслимые пределы. После финиша им открывают ворота к подиуму, где проходит награждение победителей. Неисчислимая толпа (в этом году на гонку приехали 245 тыс. человек) заполняет собой и стартовый отрезок трассы, и пит-лейн, и все пространство под подиумом, и еще остается на трибунах. Восторг от вида этой ликующей толпы невозможно передать словами. Дух единения и счастья от происходящего можно почувствовать кожей.
90 лет назад
Именно самый первый 24-часовой марафон, состоявшийся ровно 90 лет назад, и совершил своеобразный переворот в мире кузовных автогонок и положил начало длинным соревнованиям, испытывающим автомобили и людей на прочность. Тогда машины участников были расставлены на стартовой решетке по две в ряд и далее по убыванию мощности двигателя. По сигналу судьи пилоты запрыгивали в свои болиды, заводили двигатели и стартовали. Так появился знаменитый старт в стиле Ле-Ман – с разбегу, – который практиковался еще на протяжении многих лет, и только в 1971 году его впервые давали с ходу.

Тогда, в далеком 1923 году, был поставлен своеобразный рекорд: финишировало 30 автомобилей из 33, т.е. всего 9 % участников не добралось до финиша. До сих пор этот рекорд так ни разу и не был побит. И в том же году произошла первая авария: уже после финиша один из пилотов выбежал на пит-лейн поздравить своего товарища по команде и попал под колеса другого автомобиля, получив многочисленные синяки и перелом руки.
С тех пор утекло много воды и бензина. Стали проходить квалификационные заезды, появилась свободная практика перед гонкой, затем организаторы построили стационарный паддок и пит-лейн (до этого момента все объекты сооружались на временное пользование). Протяженность трассы, которая носила название «кольцо Сарта» по имени департамента Сарта (Sarthe) и пролегала через окрестные деревушки, сократилась до современных 13,5 км. А в 1981 году в гонке был впервые использован сейфити-кар, который вышел на трассу после смертельной аварии Жан-Луи Лафосса.
Имена, вошедшие в историю
Это проба высшего качества – иметь право говорить, что ты «ехал Ле-Ман». Наверное, в мире не было и нет настоящего пилота и спортсмена, который не хотел бы поучаствовать в этом марафоне и доказать всем, и прежде всего самому себе, что он не слабак. Ведь на самом деле это огромное испытание – пройти эту гонку, выдержать и финишировать.
Наш российский пилот Роман Русинов, который прошел испытание Ле-Маном уже четыре раза и последний раз – в этом году за команду G-Drive Racing на прототипе Oreca 03-Nissan, сняв шлем после финиша, заметил, что за эти сутки у него стало больше седых волос. И это не преувеличение. Напряжение, в котором находятся пилоты и команды, – огромное. Это не просто 24 часа без сна и отдыха, это постоянная работа – если не на трассе, то у мониторов в боксах за анализом ситуации и проработкой стратегии.
Во время гонки пилоты проводят за рулем болида в среднем по 2–3 часа за смену и по 3–4 смены, но многое также зависит от времени суток и погодных условий. Кто-то лучше едет в темноте, кто-то под дождем, в некоторых ситуациях надо срочно принимать решение по заезду автомобиля на пит-стоп, но реально расслабиться до финиша не получается ни у кого. Иногда пилот урывает час или два на сон, но многие предпочитают вообще не спать – так проще держать себя в тонусе.
Проверить себя на выносливость в гонке «24 часа Ле-Мана» брались не только известные пилоты, но и просто знаменитые люди.
Еще до Первой мировой войны на этой трассе выступал сам Фердинанд Порше, а механиком у него служил молодой югослав Иосип Броз (в дальнейшем он стал известен как политический лидер Югославии Иосип Броз Тито). Здесь гоняли русские князья Оболенский и Трубецкой, сын Беннито Муссолини, знаменитый актер Пол Ньюман, американский миллионер и путешественник Стив Фоссет.
Но трагически известным стал Пьер Левег, человек, всю жизнь мечтавший принять участие в этой гонке. В 1955 году его пригласили в заводскую команду Mercedes, а 11 июня всего через два часа после старта его автомобиль взмыл в воздух и вылетел на трибуны. Это была самая крупная авария за историю всех автогонок: 82 человека погибли, несколько десятков было ранено. В этот день Mercedes снял с соревнования все свои автомобили и не участвовал в автогонках вплоть до 1987 года.
Но вернемся к позитиву: самое большое количество побед принадлежит датскому автогонщику Тому Кристенсену, который в этом году в девятый раз подтвердил свой титул победителя гонки «24 часа Ле-Мана».
7 дней праздника
Официально событие за неделю до гонки открывают административные и технические проверки. Зрители уже тут как тут – подкарауливают своих любимцев, фотографируются с ними и просят автографы.
Вокруг трассы начинают выстраиваться палаточные городки и возникать стоянки кемперов, появляются многочисленные закусочные, магазинчики и сувенирные лавки. Жизнь бьет ключом. В пятницу накануне гонки в центре города проходит традиционный парад пилотов – пожалуй, одно из самых красивых зрелищ в мире автоспорта. Пилоты, объезжающие на старинных автомобилях вокруг стен старинного собора, повторяют путь тех смельчаков, которые в начале XX века садились за руль первых автомобилей, чтобы принять участие в гонках. Параллельно с этим выезжают показать себя многочисленные суперкары, и вся картина сопровождается почти карнавальными шествиями танцовщиц, музыкантов, оркестров в парадных и карнавальных костюмах. Этот парад собирает огромное количество зрителей, которые выстраиваются вдоль всего пути и приветствуют своих кумиров.
Поскольку гоночная трасса Сарта проходит через населенные пункты и частично в ней задействованы дороги общего пользования, то свой законченный вид она приобретает только перед тестами. А окончательно все перекрывают уже утром в день соревнований, когда стартуют гонки поддержки.
...Удивительно, как быстро все заканчивается после финиша. Буквально через несколько часов все фуры собраны и готовы к отъезду, ларьки закрываются, а бесчисленная вереница зрительских машин заполняет все пути выезда.
Команды и машины
Всего соревнования проходят в четырех категориях. Две относятся к прототипам – LMP1 и LMP2 (различаются по объему двигателя, мощности и массе) и две к кузовам – GTE Pro и GTE Am (Professionals и Amateurs – профессионалы и любители).
В экипаже каждого автомобиля должно быть как минимум три пилота. Количество автомобилей в команде не ограничено, но в среднем у команды 2–3 автомобиля. В категории прототипов больше всего машин у заводской команды Audi – три, и выступают они в самой старшей категории LMP1. Конкуренцию им составляют заводская команда Toyota с гибридным бензиновым прототипом TS030 и швейцарская команда Rebellion Racing на автомобилях Lola B12/60-Toyota. Четвертым участником категории LMP1 стала команда Strakka Racing на прототипе Honda.
В категории LMP2 с участниками побогаче: сами машины медленнее и как следствие дешевле. Тут представлено уже почти два десятка команд.
Именно в этой категории и выступает Роман Русинов на прототипе Nissan. В кузовной категории GTE бывает до пяти автомобилей на команду, но между собой они делятся на Pro и Am. Смысл такого количества машин в том, чтобы хоть кто-то дошел до финиша: без потерь гонка не проходит практически ни для одной команды.
К сожалению, иногда потери бывают и человеческими. В этом году в самом начале гонки, еще на третьем круге произошла роковая авария автомобиля Aston Martin Vantage GTE под управлением Аллана Симонсена. Свое дело сделал начавшийся дождь: автомобиль заскользил на поребрике и ударился водительской стороной в гардрейл. 34-летний пилот умер по дороге в больницу. Его семья, узнав о случившемся, просила команду Aston Martin продолжить гонку...
2013
В этом году (равно как и в прошлом) главным претендентом на победу в общем зачете была команда Audi, выступающая на гибридных дизельных прототипах R18 e-tron Quattro. Toyota существенно «подросла», но настоящую конкуренцию составить еще не может. Для частных команд это еще сложнее, и все упирается в финансы. Тем не менее в этот раз в течение гонки позиции Audi и Toyota несколько раз менялись, но лидерство немцев оставалось неизменным. И у тех, и у других были и вылеты, и технические проблемы, но все пять машин этих команд до самого финиша остались в строю и доказали свою надежность и великолепные навыки пилотов и механиков. В итоге – финишировали в шахматном порядке: команде Audi достались 1–3–5-е места, а Toyota – 2-е и 4-е.
В обеих кузовных категориях победа досталась экипажам на Porsche. К слову сказать, заводская команда Porsche со следующего года вновь возвращается в гонки и будет принимать участие в «24 часа Ле-Мана» в категории LMP1, составив жесткую конкуренцию Audi.
Самое интересное для российского зрителя разворачивалось в категории прототипов LMP2 – благодаря участию Романа Русинова. Прототип российской команды G-Drive Racing, выступавший под номером 26, был одним из главных претендентов на победу в LMP2. Помимо Романа в экипаже еще два пилота – англичанин Майк Конвей и австралиец Джон Мартин, все трое – очень быстрые и опытные спортсмены. Ребята лидировали после первых двух квалификаций (всего три) и на стартовой решетке гонки заняли первую линию в своей категории. Во время марафона они долгое время удерживали лидирующую позицию, но затем из-за технических проблем потеряли время и откатились на четыре места назад. Затем снова отыграли и в результате финишировали третьими. Экипаж занял свою бронзовую ступеньку на подиуме, получил награды, и пилоты благополучно разъехались по домам.
Однако через неделю организаторы гонки распространили заявление о дисквалификации нашего экипажа. Причиной было названо превышение объема топливного бака, который был приобретен у официального поставщика, был сертифицирован FIA и перед гонкой прошел технический контроль.
Российская команда подала апелляцию и сейчас ждет результатов. На данный момент проходит разбирательство, окончательного решения пока нет, но мы очень надеемся, что победит здравый смысл, а не желание лишить российскую команду столь долгожданного приза!
С российским триколором
Наши пилоты и до этого года принимали участие в марафоне «24 часа Ле-Мана». В свое время на старты выходили Алексей Васильев, Николай Фоменко, Сергей Злобин. Но все они выступали за рулем кузовных автомобилей. Для Романа Русинова это уже чтевертый «Ле-Ман» в его практике, однако первые два он также провел за рулем «кузова». Но с прошлого года он пилотирует прототип категории LMP2 команды G-Drive Racing.
Подиум экипажа под номером 26 стал первым подиумом на знаменитой гонке «24 часа Ле-Мана» в истории России.