Минюст решил ликвидировать фонд актера Алексея Гуськова

Минюст России обратился в Басманный суд Москвы с иском о ликвидации Фонда поддержки и развития авторского фильма, учрежденного известным актером Алексеем Гуськовым и бывшим гендиректором всероссийской лотереи «Русское лото» Элмуродом Расулмухамедовым.
Уставная задача учрежденного в в 2007 году фонда — аккумулирование средств «для сохранения места России в мировой культуре в области кино, а также сохранения кино как искусства». Кроме того, в уставе значится, что некоммерческая организация будет оказывать поддержку авторскому кино и обеспечивать преемственность «культурного уровня современной киноиндустрии».
Попечительский совет фонда возглавил актер Алексей Гуськов («Волкодав», «Турецкий гамбит», «Граница. Таежный роман»). В состав совета также вошли его жена актриса Лидия Вележева («Волкодав», «Любовь-морковь-2», сериал «Идиот»), писатель Андрей Геласимов (обладатель премии «Национальный бестселлер 2009») и основатель кинокомпании «Ментор Синема» Иван Соловов (с 2009 года отбывает четырехлетний срок за мошенничество). Финансовыми вопросами, по словам опрошенных «Известиями» членов попечительского совета, ведает гендиректор фонда Элмурод Расулмухамедов, бывший совладелец ООО «Русское лото».
Закон обязывает негосударственные лотереи отчислять не менее 10% выручки на благотворительность, искусство, спорт, образование, науку, здравоохранение, патриотическое воспитание, туризм, экологию. Трата этих отчислений на иные цели, согласно закону «О лотереях», будет нецелевой, а значит, незаконной.
В прошлом году Счетная палата России провела аудит фонда. По данным СП, практически все средства, поступившие с 2009 года по январь 2012-го, пришли от лотерей. Это более 131 млн из 133 млн рублей. По мнению аудиторов, фонд фактически организовал банк и за указанный период выдал займы на общую сумму 111,5 млн. Из них порядка 80 млн — на цели, не имеющие отношения к уставным задачам организации. При этом должники вернули лишь около полумиллиона.
— Согласно иску Минюста, средства распределялись в аффилированные
организации, учредителем которых является Элмурод Расулмухамедов, —
сообщила «Известиям» пресс-секретарь Басманного суда Наталья Романова.
По данным Счетной палаты, деньги от фонда получили Всероссийское общество охраны природы, проектно-строительная фирма «Русгидрострой», компании «Брентир» и «Авангард». С фирмой «Брентир», которая занимается дистрибуцией чая, был заключен
договор на написание сценариев для фильмов. «Авангард» же разрабатывал
систему посещаемости кинотеатров, так называемый «единый электронный
билет».
Кроме того, 19 млн рублей получила «Студия Ф. А. Ф.» Алексея Гуськова. Известный актер собирался снимать фильм «Севастополь» об обороне города в 1854–1855 годов. Картина получила удостоверение национального фильма, однако к съемкам так и не приступили.
Андрей Геласимов, писатель и член попечительского совета фонда, утверждает, что все годы не принимал участия в деятельности организации. Он написал сценарий к «Севастополю». Гуськов, по словам Геласимова, объяснял ему, что фонд создавался специально под съемки этого фильма, которые так и не состоялись.
Поводом же для иска Минюста стало непредоставление фондом отчетности с 2009 года, сообщили «Известиям» в ведомстве. В 2012 году министерство направило организации два предупреждения об устранении нарушений. Письма вернулись обратно с отметкой «истек срок хранения». Это говорит о смене адреса, о которой фонд также не сообщил Минюсту, уверены представители министерства.
Гендиректор фонда Элмурод
Расулмухамедов заявил «Известиям», что организация высылала необходимую отчетность и отвечала на прошлогодние замечания Минюста. По словам Расулмухамедова, фонд готовит иски против своих должников. Уже выигран иск против Всероссийского общества охраны природы, которое обязалось собрать материалы для кино о животных, но не выполнило условий договора.
Требование ликвидации фонда для Расулмухамедова оказалось полной неожиданностью, заявил он.
— Минюст рискует оказаться в неудобном положении. Нас собрались ликвидировать, а система «Единый электронный билет», которую разработали наши подрядчики, уже передана Минкульту, — сетует гендиректор фонда.
Согласно июньскому поручению президента России, до 1 октября правительство должно решить, целесообразно ли внедрять в стране технологию продажи билетов в кино с использованием билетно-кассовых аппаратов и электронных терминалов. По словам Расулмухамедова, фонд передал Министерству культуры разработанную на его средства фирмой «Авангард» технологию онлайн-сбора информации о проданных билетах. Как сообщили в Министерстве культуры, в ведомстве эту систему получили и рассмотрели.
— Вариант очень интересный, но он нуждается в согласовании с несколькими федеральными ведомствами, также потребуются изменения в нормативные правовые акты министерства, — сообщили в пресс-службе Минкультуры.