Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Росавтодор потратит 56,3 млрд рублей на мост через Лену

Сегодня будет объявлен конкурс по выбору подрядчика строительства моста
0
Росавтодор потратит 56,3 млрд рублей на мост через Лену
Река Лена. Фото: wikimedia.org/Trevbus
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) сегодня объявит о старте конкурса по выбору подрядчика на строительство мостового перехода через реку Лену близ Якутска. Победитель конкурса станет известен 14 января 2014 года, а сам мост должен быть построен к 2020 году. Государство готово заплатить за строительство моста 40,25 млрд рублей, еще 16,03 млрд рублей подрядчик получит по концессионному соглашению.

Как рассказал «Известиям» начальник ФКУ «Дороги России» Иван Григорович (отвечает за проведение конкурса Росавтодора), условиями конкурса определено, что максимальные затраты государства (начальная цена конкурса) должны составить 40,25 млрд рублей на строительство мостового перехода и 16,03 млрд рублей — на выплату по концессионному соглашению в ценах I квартала 2013 года. Таким образом, при расчетной стоимости моста в 46,7 млрд рублей (из них 6,5 млрд рублей должен будет вложить сам подрядчик) государству строительство и эксплуатация моста до 2027 года обойдутся примерно в 56,3 млрд. Победителем станет тот, кто предложит минимальную цену при соблюдении прочих конкурсных условий. Итоги конкурса подведут в январе будущего года, а 30 сентября 2014 года должно быть подписано концессионное соглашение.

 — На сегодняшний день примеры концессионного соглашения по единичным объектам такого масштаба и стоимости  в российской практике отсутствуют, — рассказывает Иван Григорович. — Да и мост по условиям своего строительства попадает в число уникальных – не говоря о его протяженности (3181 м — собственно мост, и еще 18 км — автодорожные подходы к нему), он строится в зоне вечной мерзлоты, что сильно усложняет строительство, и в наиболее суровых условиях северной климатической зоны. Кроме того, необходимо учитывать такие моменты, как сейсмическая активность этого района и давление льда — на Лене лед достигает 3 м толщины. Несмотря на то что место строительства находится чуть южнее Северного полярного круга, оно расположено в самом холодном регионе России. Сравнить мост через Лену можно, пожалуй, только с мостом через реку Юрибей в Томской области — тот немного длиннее и является самым длинным мостом в Заполярье. Форма концессионного соглашения нами также выбрана не случайно: подрядчик не только строит мост, но и отвечает за его эксплуатацию в течение первых восьми лет. Мы предполагаем, что такой подход будет являться хорошим стимулом применять современные материалы и технологии, а заодно послужит гарантией качества. И кстати, если во время концессионной эксплуатации не будут соблюдаться условия, прописанные в конкурсной документации, это повлечем уменьшение бюджетной выплаты концессионеру.

Расчетный срок реализации проекта составляет 14 лет, из них первые 6 лет отводятся на проектирование и строительство мостового перехода, а оставшиеся 8 лет — это срок эксплуатации, в течение которого концессионер будет получать средства из бюджета. По окончании этого срока мост вернется в ведение государства.

— Концессионер будет получать средства из федерального бюджета, а проезд по мосту будет бесплатным, — уточняет Иван Григорович. — На этом и основывается схема государственно-частного партнерства.

Предполагается, что мост окажет стратегическое влияние на развитие Дальнего Востока — он не только соединит столицу Якутии с сетью автомобильных и железных дорог на правом берегу Лены, но и объединит в единую транспортную систему  федеральные автомобильные дороги «Лена», «Колыма», «Вилюй» и «Амга». Такое объединение дорожной сети позволит отказаться от сезонного северного завоза и круглогодично доставлять грузы в отдаленные регионы.

Как рассказал «Известиям» заместитель генерального директора ПСК «Трансстрой» Павел Турбанов, компания обязательно будет рассматривать возможность участия в проекте строительства мостового перехода через Лену.

— Мы имеем многолетний опыт работы в Якутии и в конце этого года заканчиваем железнодорожную магистраль Беркакит–Томмот–Якутск. Мостовой переход является продолжением этого проекта, — говорит Павел Турбанов. — В Якутии у «Трансстроя» уже сосредоточены два мощных производственных подразделения — «Северо-Восток Трансстрой» и корпорация «Трансстрой-Восток». В процессе строительства Амуро-Якутской магистрали мы построили 78 мостов. Наш проектный институт уже разрабатывал эскизный проект мостового перехода через Лену в устье Табагинского створа. Мы давно работаем над этим проектом и заинтересованы принять участие в нем. Но окончательное решение, разумеется, будет приниматься на основании экономических и технических условий заказчика.

По мнению специалистов «Трансстроя»,  участниками конкурса будут несколько ведущих компаний этой отрасли.

— Мы ожидаем  увидеть в числе конкурентов ОАО «Мостотрест», омский НПО «Мостовик» и «УСК «Мост», — рассказали «Известиям» в «Трансстрое».

— Проект является привлекательным для многих компаний, не только для «большой четверки», — рассказывает Иван Григорович. — Мы ожидаем увидеть в числе конкурсантов и иностранные компании. Но очень вероятно, что ни одна из компаний не сможет удовлетворить условиям конкурса — тогда им придется кооперироваться между собой, создавать концерн.

 Такая кооперация — нормальное явление в международной практике, сообщил «Известиям» представитель ОАО «Мостотрест».

— Мы воздержимся от участия в конкурсе, так как статус генподрядчика требует серьезных производственных мощностей в регионе, — говорит представитель ОАО «Мостотрест». — Однако, учитывая, что реализация подобных масштабных проектов невозможна силами одной строительной организации, надеемся, что наша аффилированная компания — сургутский «Мостострой-11» — будет привлечена в качестве субподрядчика.

Комментарии
Прямой эфир