Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава минэнерго Турции заявил об избежании энергокризиса благодаря сделкам с РФ
Общество
Губернатор Калужской области опроверг информацию о взрывах на территории нефтебазы
Общество
Прокуратура Приморья инициировала передел земли в центре Владивостока
Общество
В Москве самокатчики получили 15 тыс. штрафов за месяц
Спорт
«Спартак» победил «Локомотив» в рамках 26-го тура РПЛ
Общество
Владелец клуба рассказал подробности задержания участников «Коррозии металла»
Общество
Вокалист «Коррозии металла» рассказал обстоятельства задержания участников группы
Мир
Сырский подтвердил отступление ВСУ из населенных пунктов у Авдеевки и Марьинки
Мир
Посол Армении в ЕС не увидел угроз для РФ в сближении Еревана и Брюсселя
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду в Москве 28 апреля
Общество
Интересы дольщиков могут пострадать из-за действий прокуратуры во Владивостоке
Мир
Варшава указала на необходимость Киеву проявить инициативу по возврату призывников
Общество
В МЧС нашли протечки земляной насыпи в Абатском районе Тюменской области
Экономика
Правительство РФ отменило экспортные пошлины на уголь с 1 мая
Мир
Жители города Южное на Украине выступили против смены его названия
Армия
Песков заверил в победе России в спецоперации на Украине
Политика
Матвиенко указала на открытый и независимый курс внешней политики РФ

Приватизационное эхо 1990-х

Фондовый аналитик Валерий Вайсберг — о том, может ли Сергей Чемезов стать хозяином «Аэрофлота»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Чернила на очередном масштабном плане приватизации еще не просохли, а правительство уже получает рекомендации относительно способов организации этих сделок. Среди прочих со своими инициативами выступила государственная корпорация «Ростех» Сергея Чемезова — миноритарный акционер «Аэрофлота» выражает готовность подыскать для компании стратегического инвестора. Естественно, не бескорыстно, а в обмен на блокирующий пакет акций.

Сергей Чемезов не новичок в авиации. В 2008 году он предпринял неудачную попытку спасения AiRUnion (некогда третий по величине российский перевозчик) Бориса и Александра Абрамовичей. Затем безуспешно пытался совместно с правительством Москвы вдохнуть новую жизнь в авиакомпанию «Атлант-Союз» (ныне «Москва»). Итогом этого проекта и стало вхождение госкорпорации в капитал «Аэрофлота». При этом в обмен на группу региональных авиакомпаний «Ростех» получил в разы меньшую долю, чем рассчитывал, — всего 3,6%.

Еще в прошлом году Сергей Чемезов, отвечая на вопрос о своих планах в отношении акций «Аэрофлота», говорил о готовности их продать, когда поднимется рынок. Несмотря на то что бумаги перевозчика сейчас активно идут вверх, планы «Ростеха» явно поменялись. Сигналом об этом стало увеличение представительства госкорпорации в совете директоров — в конце июня компанию Сергею Чемезову составил Роман Пахомов. По стечению обстоятельств это событие совпало с выходом из «Аэрофлота» реального многолетнего «стратега» Александра Лебедева. Таким образом, для начала поисков нового инвестора условия сложились очень удачно.

Идея одновременной продажи государственного пакета, казначейских акций и доли «Ростеха» оригинальностью не блещет. На такую наживку действительно удобно ловить покупателя, благо правила бухгалтерского учета позволяют консолидировать результаты дочерней компании, даже если тебе принадлежит всего треть ее акций. Вопросы вызывают условия — отдать «Ростеху» блокирующий пакет, который государство до поры до времени рассчитывает оставить за собой.

Специалисты со стажем могут увидеть в этом параллели с трастовым договором, заключенным 20 лет назад между правительством и Рэмом Вяхиревым об управлении госпакетом акций «Газпрома». Его цели тоже были благими: компания получала возможность дешево купить, а затем дорого перепродать свои бумаги для финансирования своей инвестиционной программы. Однако государство в результате сделки не получало ни копейки, не считая налога с курсовой разницы. Именно это обстоятельство вызвало гнев правительственных либералов, настоявших в конце концов на расторжении соглашения.

Институт госкорпораций также неоднократно подвергался критике. Согласно закону, «Ростех» может направлять полученную прибыль только на достижение уставных целей, то есть прямого способа репатриации дохода от приватизации в бюджет просто не предусмотрено. Изъятие, равно как и внесение, активов возможно только указом президента. Таким образом, продав при посредничестве Сергея Чемезова часть своего пакета, пусть и за хорошие деньги, государство может лишиться возможности в перспективе реализовать оставшуюся долю, если возникнет такая необходимость. Тем более что, как показывает опыт «АвтоВАЗа», результатом поиска крупного инвестора может стать появление совместного предприятия «стратега» и «Ростехнологий», а такие СП на год-два не создают.

Автор — директор аналитического департамента ИК «Регион»

Комментарии
Прямой эфир