Сирийская оппозиция сменила ориентацию в пользу Персидского залива
Первым шагом нового главы Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии (НКОРС) Ахмада Джарбы стало предложение президенту Башару Асаду заключить перемирие на время священного мусульманского месяца Рамадан (длится с 8 июля по 8 августа) в районе Хомса, вокруг которого последние недели идут ожесточенные бои федералов и повстанцев.
Однако ожидать от этого предложения многого не стоит. Джарба хотя и предлагает Асаду примирение, в то же время делает ставку на Саудовскую Аравию в плане финансирования повстанцев и поставок им оружия. Он заявил, что считает «снабжение Свободной сирийской армии (ССА) оружием своим приоритетом».
Ахмаду Джарбе 43 года, он имеет степень бакалавра права. Является членом Революционного совета сирийских племен, представляя там город аль-Хасака, расположенный на северо-востоке Сирии.
— Саудовская Аравия и Катар оказывают реальную помощь повстанцам на всем протяжении противостоянии с Асадом. В отличие от Запада, который ограничивается гуманитарной и логистической поддержкой, — рассказал член оппозиционного Сирийского национального совета Махмуд аль-Хамза. — Джарбе к тому же сотрудничать в этой области легче, чем остальным, поскольку и до своего избрания президентом НКОРС он контролировал передачу оружия ССА.
Свое нежелание сотрудничать с Западом Ахмад Джарба подтвердил и в заявлении после избрания на пост главы НКОРС. «Встреча с представителями Асада в Женеве, предлагаемая США и Россией, невозможна в настоящее время, — заявил он. — Чтобы идти на переговоры, оппозиция должна быть сильной, а сейчас она таковой не является».
Есть и еще одно обстоятельство, почему новому главе коалиции оппозиционных групп легче контактировать с Эр-Риядом, чем с Западом. Сам Ахмад Джарба принадлежит к арабскому племени шамарр, как и король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз.
Племя шамарр традиционно живет не только в Саудовской Аравии, но и в Сирии, Ираке, Иордании. Во времена Хафеза Асада, отца нынешнего президента Сирии, племена подвергались давлению со стороны властей. В результате часть из них переселилась на земли саудовского короля. Родственники Ахмада Джарбы, по словам аль-Хамзы, жили в районе сирийского города эль-Камышлы и бежали, когда начались военные действия.
— У Джарбы большие связи в Эр-Рияде, — говорит эксперт-востоковед Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. — И теперь вооруженная сирийская оппозиция будет ставить на монархии Персидского залива, стремящиеся развалить Сирию.
По словам Демиденко, в последнее время становится понятно, что главными инициаторами антиасадовского движения в Сирии является вовсе не Запад, а Саудовская Аравия на пару с Катаром. Избрание же главой НКОРС Джарбы вместо выходца из христианской семьи и коммуниста Джорджа Сабры лишний раз подтверждает ориентацию оппозиции на Персидский залив.
— Эр-Рияд и Доха по сути превратились уже в хозяев арабского мира, ведь все остальные влиятельные мусульманские страны, например Ливия или Египет, находятся не в лучшем состоянии, — говорит Демиденко. — Сирия — последняя серьезная преграда на пути их влияния, не считая Ирана.
По мнению эксперта, Саудовская Аравия и Катар остались чуть ли не единственными государствами на Ближнем и Среднем Востоке, привлекательными для серьезных западных инвестиций. В то же время они сами вкладывают огромные деньги в европейские страны, скупая недвижимость и промышленные объекты. Это дает им возможность проводить собственную политику, не опасаясь возмущения Запада.
В обеих этих странах государственной религией является ваххабизм (салафия), чьи сторонники считают своей миссией распространять «чистый ислам», не считаясь ни с какими жертвами.