ЦКАД проектировали по неточным картам

Участок Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Воскресенском районе Московской области будет перепроектирован. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе госкомпании «Автодор». В соответствии с нынешним проектом трасса должна разделить надвое 49 га посадок лиственниц, свезенных сюда в научных целях со всей России и из других стран. Вопрос о том, кто оплатит новый проект, который предположительно обойдется более чем в 100 млн рублей, сейчас решается.
Как рассказал заместитель председателя комитета по общественному экологическому контролю проектов «Автодора» Александр Белозеров, 49 га лиственниц были посажены на территории Виноградовского лесничества, которое находится в Воскресенском районе Московской области, в 1950-х годах. По данным комитета, власти СССР планировали сделать лиственницу одной из главных пород в подмосковных лесах. Для того чтобы найти наиболее подходящие для областного климата экотипы, деревья из других регионов и стран были привезены в Виноградовское лесничество. Сегодня за ними продолжают наблюдать как российские ученые, так и международные исследовательские организации.
— Сейчас лиственницам 50–60 лет, и, учитывая, что они живут в среднем 150–160 лет, это еще очень молодые деревья, — отметил Белозеров.
Согласно проектной документации, ЦКАД должна разрезать посадки пополам и 16% деревьев должны быть вырублены.
— Это все равно что проложить дорогу по главному ботаническому саду страны, — отметил эксперт. — На всех картах посадки лиственниц обозначены просто как земли лесного фонда. Нигде не указано, что это опытные посадки. Поэтому проектировщики не знали, что прокладывать дорогу здесь нельзя. Их никто об этом не поставил в известность.
«Автодор» стал курировать строительство ЦКАД в 2010 году, до этого заказчиком было ФГУ «Дороги России». По данным «Автодора», к моменту передачи полномочий проектные документы уже были готовы.
— По словам наших проектировщиков, перенос маршрута может обойтись более чем в 100 млн рублей, — отметил Александр Белозеров. — Это не только работа инженеров, но и выкуп новых земель для строительства.
По предварительным оценкам, «обойти» лиственницы с севера окажется дешевле, чем с юга. На севере меньше населенных пунктов, зато много полей, которые принадлежат различным частным организациям.
— Вопрос о том, кто будет оплачивать изменение маршрута, еще не решен, — рассказали в пресс-службе «Автодора». — Этот участок должен быть построен в рамках программы деятельности госкомпании, рассчитанной до 2019 года.
В отделе по взаимодействию со СМИ комитета лесного хозяйства Московской области сообщили, что организация выступает «категорически против» того, чтобы трасса прошла через лиственницы.
— В этом случае будут уничтожены уникальные посадки и нанесен огромный урон не только отечественной, но и мировой лесохозяйственной науке, — сказали в отделе. — Посадки лиственниц имели статус опытного лесного массива с 1950-х годов, что отражалось и на картах. Вопрос в том, на какие карты смотрели проектировщики.
Отметим, что, когда проектная документация по ЦКАД составлялась, комитета еще не было: он появился в 2012 году, став преемником упраздненного управления лесного хозяйства по Московской области и Москве. По словам Белозерова, в 2010 году управление согласовало выделение земель, где растут лиственницы, под строительство дороги. В результате часть этой территории уже не относится к землям лесного фонда.
По словам руководителя программ лесного отдела «Гринпис России» Антона Бенеславского, ситуацию с проектом ЦКАД можно назвать типичной.
— С одной стороны, у нас на проектирование дорог часто тратится гораздо больше денег, чем, скажем, в Европе, что заставляет думать о неэкономности их использования, — пояснил эксперт. — С другой стороны, нет порядка в учете лесов, а органы, которые управляют ими, не оперативно реагируют на нарушения.
Адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Максим Столяров считает, что, скорее всего, деньги на изменение проекта ЦКАД будут выделены из бюджета.
— Можно найти ответственных за ошибку, если захотеть. Если заказчик предоставил проектировщикам неверные карты, то виноваты представители заказчика. Если статус посадок не отражен даже на тех картах, которые обязаны его учитывать, можно предъявить претензии Роскартографии или другим ведомствам, которые могут нести за это ответственность. «Автодор» может попытаться взыскать деньги с виновных, но вероятнее, что заказчик просто выделит необходимую сумму, взяв ее из бюджета, — заключил Столяров.
- ВКонтакте