Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 59 БПЛА над регионами России
Мир
Мэра Стамбула Имамоглу отправили под арест
Мир
Администрация Эрдогана опровергла информацию об ограничении телевещания
Армия
Оператор БПЛА Росгвардии уничтожил опорный пункт ВСУ в Черниговской области
Мир
Около 400 человек провели митинг у автосалона Tesla против Маcка
Мир
Путин и Вучич 9 мая проведут переговоры в Москве
Мир
Израиль предложил ХАМАС новый план по освобождению заложников
Армия
Российский штурмовик в одиночку подорвал минами два блиндажа ВСУ с пехотой
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность без осадков в Москве 23 марта
Мир
Оппозиция Турции продолжила массовые протесты после задержания Имамоглу
Мир
Захарова раскритиковала визит посла Канады на Пискаревское кладбище
Общество
Вильфанд спрогнозировал для 2025 года место в пятерке самых теплых в истории
Мир
Прокуратура Турции ходатайствовала об аресте мэра Стамбула Имамоглу
Мир
США депортировали группу венесуэльских мигрантов на базу Гуантанамо
Мир
Ульянов усомнился в понимании ЕС значения слова «независимость»
Спорт
Овечкин занял девятое место по очкам в равных составах за всю историю НХЛ
Общество
В МВД посоветовали не использовать открытый Wi-Fi в общественных местах

«Чаще всего хороший ученый — плохой хозяйственник»

Член-корреспондент РАН Анатолий Кулаков рассказал «Известиям» о реформе РАН, имущественном вопросе и конфликте поколений
0
«Чаще всего хороший ученый — плохой хозяйственник»
фото: Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Согласно законопроекту о реформе РАН, три академии, в том числе Российская академия наук, будут ликвидированы, а затем на их основе будет создана одна общественно-государственная организация «Российская академия наук». Все нынешние академики и члены-корреспонденты трех академий станут действительными членами новой академии. Соответствующий законопроект уже принят Госдумой в двух чтениях. Законопроект уже вызвал протест со сторон многих академиков. Особенно их возмутило, что управление имуществом и институтами «старой» РАН будет передано в новое госагентство. Член-корреспондент РАН Анатолий Кулаков в интервью «Известиям» рассказал, почему реформа Академии натолкнулась на столь ожесточенное сопротивление. 

— Анатолий Васильевич, действительно ли РАН находится в настолько плачевном состоянии, что необходима жесткая реорганизация?

— Реорганизация РАН — очень нужный и своевременный шаг. Она, конечно, запоздала, но она необходима. Техническая картина мира, как и политическая, меняется каждые тридцать лет. Сейчас мир входит в так называемую шестую технологическую волну. Посмотрите, какие задачи ставят перед собой ученые США — это просто фантастика. Наша же академия в нынешнем варианте не делает ничего подобного.

Мы крайне редко о ней слышим, РАН появляется в новостях, когда поднимается вопрос о ее собственности, это неправильно. У нас люди не знают имен академиков и что они делают.

Академия должна постоянно помогать государству. В кризис 2008 года она была обязана оказать посильную помощь, но этого не было.

Многие говорят, что научную деятельность определяет число публикаций. У Королева, Келдыша было мало работ, зато какие они были по качеству! Они действительно меняли мир, технику и жизнь людей. В этом смысле РАН, по существу, ничего не делает. Поэтому реформа необходима.

Много лет поднимался вопрос, что РАН нужно изменить. В результате финансирование академии увеличилось в 10 раз, а очевидных результатов нет.

— В чем причина такого бездействия?

— РАН разбита на две группы — академики и члены-корреспонденты. Вторые, как правило, значительнее квалифицированнее первых. Член-корреспонденты — люди более молодые (разница может составлять 20–30 лет) и более энергичные. Они больше разбираются в новых сферах науки, чем академики. Есть много прекрасных молодых ученых. Они уже по-другому думают. В них сочетается прекрасное знание науки и бизнеса.

К сожалению, член-корреспондент РАН может занять место академика только когда последний уходит из жизни. Сейчас получается так, что деньги распределяются среди старшего поколения, которое было выучено давно и не понимает, как двигаться дальше. Такое разделение приводит к «дедовщине» и «диктатуре» со стороны академиков. А ведь это губительно для Академии наук. То, что сейчас предлагается, это не вопрос материальных благ, а прежде всего уравнивание в правах.

Кстати, многие руководители РАН говорили, что «хозяйственный вопрос» их тяготит. Ведь чаще всего хороший ученый — плохой хозяйственник.

— Вопрос имущества также важен, не считаете? Сейчас 55% имущества академии вообще не зарегистрировано и находится неизвестно у кого.

— Конечно. И непонятно, как эти люди находят возможность участвовать в процессе, который, скажу помягче, направлен «не на общие нужды». Было больно видеть уважаемых людей из президиума и наблюдать, как их «волнует» обсуждение этого вопроса.

Сейчас имуществом будет заниматься специальное агентство. И его специалисты, которые более сведущи в данном вопросе, будут взаимодействовать с академическим сообществом.

— Президент РАН Владимир Фортов, единственный из всех глав академий, отрицательно отреагировал на данное решение. С чем это связано, на ваш взгляд?

— Я знаю Фортова уже много лет и не могу объяснить почему он так реагирует. Я просто не понимаю. Те вещи, которые приходят на ум, не хотелось бы обсуждать. Он должен понимать, что мы находимся у последней черты — распада Академии наук. О чем еще говорить?

Когда были выборы нового главы РАН, Фортов представлял свою программу, и там уже было много вопросов. Он обещал, что зарплата каждого академика будет 100 тыс. рублей. А когда его спросили, откуда возьмутся такие деньги, он просто не смог ответить.

Стать президентом академии — большой почет. Но успех может вскружить голову — и это очень важный вопрос. Здесь всё покажет работа. Сейчас государство поставит цели перед академией, и через какое-то время мы поймем, сможет он выполнить поручение или нет. Если нет, то уже можно будет что-то решать.

На мой взгляд, нужно придерживаться схемы, когда глава академии назначается сверху. Человек должен быть извне, не заинтересованный в каких-то определенных отраслях и не создающий себе любимчиков.

— А какие сейчас настроения среди сотрудников РАН?

— Настроения совершенно различные, но нужно понимать одно: объединение трех академий пойдет всем только на пользу. Люди думают, что изменения как-то ухудшат их жизнь — это неправильно. Уровень жизни улучшится, поскольку то, что «лежало» 25 лет, начнет работать.

— Некоторые академики уже заявили, что не будут вступать в новую Академию наук.

— Какая разница, в какой структуре они будут состоять? Нужный человек будет востребован везде. За его результатами люди будут сами приходить, а не он будет за кем-то бегать. В этом предназначение науки.

— Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов упоминал о возможном вводе «критической планки» возраста — по ее достижении академика будут просить уйти на заслуженную пенсию. Как вы считаете, разумный ли это подход?

— Вопрос очень индивидуальный. Кто-то и в 80 лет соображает очень сильно, а кто-то и в 60 уже ничего не может. Но понимание проблемы правильное. Было предложение, немного странное, «старую часть» академии, учитывая их заслуги и научное признание, выделить в особое отделение. Ведь понятно, что у более молодого поколения больше желания работать и что-то сделать, получая от этого удовольствие.

Я думаю, что они будут в стенах академии, но это будет некий «пенсион». Ведь они много сделали, и нужно создать для них условия. Главное, чтобы их действия не были помехой для работы академии, а сейчас это помеха, и это признают все.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир