У неэффективных госкомпаний заберут активы
С 2015 года ФГУПы, казенные и бюджетные учреждения, неэффективно использующие свое имущество, могут его лишиться. Министерство экономического развития и подведомственное ему Росимущество планируют уже к концу 2014 года подготовить и принять федеральный закон, разрешающий изъятие неэффективно используемого федерального имущества с последующей его приватизацией или передачей в собственность регионов или муниципалитетов. Предложение таким образом оптимизировать работу госкомпаний прозвучало в представленном на прошлой неделе в правительство плане работы Минэкономразвития на 2013–2018 годы.
Эта мера не коснется акционерных обществ, подконтрольных государству. Речь идет только о ФГУПах, казенных предприятиях и бюджетных учреждениях. Заниматься оценкой эффективности работы таких компаний (только ФГУПов сейчас насчитывает 1795), как выяснили «Известия», будут как Росимущество, которое займется подготовкой сделок с недвижимостью, так и профильные министерства и ведомства. Уже до конца 2015 года они должны, вооружившись специально разработанными для этого Минэкономразвития методическими рекомендациями, определить целевые функции имущества, находящегося у подведомственных организаций.
— Предполагается, что после этого имущество, необходимость сохранения которого для исполнения государственных функций не прослеживается, будет включено в программу приватизации или передано на иной уровень публичной собственности (там, где за соответствующие функции отвечают субъекты РФ или муниципалитеты), — пояснили «Известиям» в Росимуществе.
Но пока неясно, как будет происходить оценка. Разработка алгоритма изъятия и критериев оценки эффективности начнется не раньше конце 2014 года, когда примут закон, принципиально разрешающий изъятие.
Именно в отсутствие четких критериев и упирается то, что действующие нормы закона о ГУПах, позволяющие государству как передавать имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление госкомпаний, так и, наоборот, изымать, не работают. Самым очевидным в определении этих критериев было бы отталкиваться от показателей рентабельности, говорит партнер «ФБК-Право» Александр Ермоленко.
— Хотя тут тоже есть нюансы: кто-то ждет рентабельности 50%, кому-то достаточно 5–10%. И, опять же, кто-то считает, что ему нужны золотые часы для успешного ведения переговоров, а кто-то и без них справляется, — говорит партнер Ермоленко.
Кроме того, самый простой способ повысить рентабельность — это поднять стоимость услуг. Есть масса организаций, например, ФГУП «Почта России», которая не может себе этого позволить с точки зрения социальной ответственности.
Сложность с определением четких критериев эффективности использования имущества породит неэффективность действия самого закона, опасаются эксперты.
— У Росимущества недостаточно навыков оценки кризисных активов, — считает руководитель отдела маркетинга Expert Systems Татьяна Дудкина. — Хорошая практика отработана у арбитражных управляющих, у банков, к которым тоже переходят такое «проблемное» имущество.
Без четкого плана реструктуризации, составленного бизнес-плана и соответствующей «упаковки» актива как проекта тоже возникают сомнения в целесообразности его передачи на другой уровень управления, отметила Дудкина.
— Составлять эти планы, равно как и заниматься оценкой, и нужно еще на этапе изъятия, — считает эксперт.
Разработка методики оценки эффективности управления вверенного государством имущества в тренде последних инициатив властей. В прошлом году система оценки была введена в отношении деятельности ведомств: Росимущества, Управления делами президента РФ, Минобороны, а также подведомственных им организаций. В качестве критериев оценки выбрали исполнение бюджетного плана, своевременность исполнения поручений и требований президента и правительства РФ, собственно эффективность управления федеральным имуществом, результативность приватизации федерального имущества, а также эффективность использования и сохранения федерального имущества.
По каждому разделу выделили ряд показателей для оценки результативности деятельности. Так, эффективность управления федеральным имуществом оценивается по долям ФГУП и АО, завершивших финансовый год с прибылью, а также по доле организаций, находящихся на стадии банкротства. Результативность приватизации будет оцениваться по трем показателям: доля преобразованных в отчетном году ФГУПов; доля пакетов акций, в отношении которых приватизационные процедуры завершены; соотношение доходов от приватизации и расходов на обеспечение приватизации.