Владимир Васильев показал «Класс-концерт»


На сцене столичной «Новой оперы» прошел вечер одноактных балетов-премьер в исполнении труппы «Балет Москва». В программе — впервые представленный в России спектакль Пола Мехия «Концерт для скрипки с оркестром» и «Класс-концерт» народного артиста СССР Владимира Васильева.
Композиция «Концерта для скрипки» американца Мехии — дань памяти его учителю, Джорджу Баланчину. Под музыку Концерта для скрипки с оркестром Петра Чайковского на сцене разворачивается действо в исполнении принцев и принцесс. На фоне изумительного летнего сада они иллюстрируют оркестровые тутти и скрипичные соло практически дословно.
Однако на российской премьере игра чередований оказалась недолгой: в начале второй части, аккурат во время лирического дуэта, в театре неожиданно погас свет. Публика удивленно ахнула, а когда через несколько секунд освещение наладили, щедро наградила аплодисментами солистов — заслуженную артистку Республики Бурятии Людмилу Доксомову и Алексея Борзова, замерших на сцене. Спустя несколько минут вторую часть пришлось начать заново — правда, уже без проекции сада на заднике.
Впрочем, неожиданный казус солистов не смутил, а даже наоборот — придал Доксомовой новых сил. В первой части ее неуверенные соло оказались самой слабой, практически безжизненной частью композиции. Начав же заново, артистка собралась и стала чувствовать себя куда комфортнее.
Более основательно труппа подошла к подготовке «Класс-концерта» Владимира Васильева. Жанр открытого мастер-класса маэстро также почерпнул у собственного педагога — в 1963 году выдюащийся хореограф Асаф Мессерер поставил свой «Класс-концерт» в Большом театре, а в 2007- м постановку возобновил племянник балетмейстера, Михаил Мессерер.
«Класс-концерт» Васильева получился в лучших традициях жанра: на сцене, преображенной в балетный зал, под аккомпанимент рояля 16 артистов невзначай демонстрируют публике сложнейшие па: многочисленные вращения, поддержки и прыжки. Однако самое занимательное происходит во внеурочное время: вслед за Мессерером в ряде мизансцен маэстро Васильев приоткрывает завесу закулисной жизни танцовщиков.
На глазах у публики происходит ссора двух балерин, еще одна танцовщица устало бредет по авансцене в одном пуанте. Юноши, устав от классического танца, демонстрируют мастерство брейк-данса и пародируют сцены из «Матрицы», а ночью в пустынном балетном классе тайно встречается пара влюбленных, решивших покататься на офисных стульях.
Но особенный восторг у зрителей вызвала кульминационная сцена «Класс-концерта», где под музыку прелюдии Шопена два балетных педагога (заслуженная артистка РСФСР Светлана Цой и заслуженный артист России Константин Матвеев) вспоминают танцевальное прошлое. Эти воспоминания на сцене оживают буквально: в виде лирического дуэта молодых солистов.
Огромная роль в постановке отдана свету: благодаря ему сцена разделяется на зоны мужского и женского классов, создается атмосфера темного зала или залитого светом репетиционного помещения.
Публика встречала овациями каждый номер, а после долгих финальных приветствований на сцену поднялся и сам Владимир Васильев. Маэстро, к ногам которого с верхних ярусов падали розы, выглядел довольным: зрители встретили его стоя.