Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Корабль «Союз МС-27» с тремя космонавтами приземлился в Казахстане
Мир
СВР узнала о подготовке Киевом схемы воровства денег налогоплательщиков Запада
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Остаповское в Днепропетровской области
Общество
В Кремле отметили большое количество вопросов к прямой линии с президентом
Армия
Силы ПВО сбили 121 украинский БПЛА над регионами РФ за ночь
Общество
В Минобороны сообщили о прохождении упавшим Ан-22 облета в момент крушения
Армия
Герасимов назвал взятие Красноармейска важнейшим этапом освобождения Донбасса
Мир
В Китае оценили поддержку России на фоне напряженности в отношениях КНР и Японии
Общество
ФСБ задержала фигурантов незаконного оборота драгметаллов в Магаданской области
Мир
Литва объявила чрезвычайное положение из-за воздушных шаров из Белоруссии
Общество
В аэропортах Нижнего Новгорода и Тамбова сняли ограничения на полеты
Наука и техника
Нейроинтерфейс для контроля человека в VR-среде создали в России
Общество
США выдали России укравшего 123 млн рублей афериста
Общество
Суд заочно приговорил к 1 году 10 месяцам колонии экс-депутата Яшина
Общество
Долина считала себя участницей спецоперации в момент продажи квартиры
Мир
Итальянский певец Сандро Джакоббе умер на 76-м году жизни
Общество
Режим ЧС регионального уровня введут в Чувашии после атаки БПЛА

Роскосмос отдал заказы на двигатель для «Ангары» Центру Хруничева

Заказы на самый востребованный в ближайшей перспективе ракетный двигатель получит не НПО «Энергомаш», входящее в РКК «Энергия», а его прямой конкурент
0
Роскосмос отдал заказы на двигатель для «Ангары» Центру Хруничева
Фото: РИА НОВОСТИ
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Роскосмос принял решение сконцентрировать серийное производство маршевых двигателей для перспективной ракеты-носителя «Ангара» на пермском предприятии «Протон-ПМ», а не на химкинском НПО «Энергомаш», где эти двигатели разрабатывались. С учетом актуальной цены на один двигатель РД-191 для первой ступени «Ангары» — 240 млн рублей — распределение ролей в этой производственной цепочке означает гарантию значительных заказов в будущем.

«Ангара» в перспективе должна стать основным российским носителем, и все ее модификации будут укомплектованы двигателями РД-191 (от одного до семи в зависимости от класса ракеты). Поэтому речь, скорее всего, идет о заказе десятков двигателей в год. Плюс к этому производитель РД-191 уже сейчас получит несколько миллиардов рублей инвестиций на развитие производства.

Именно поэтому в НПО «Энергомаш» рассчитывали выпускать эти двигатели у себя. Тем более что их производство там уже налажено: предприятие сделало несколько РД-191 для двух первых ракет «Ангара» и южнокорейских KSLV (по межправительственному соглашению РФ продала Южной Корее три первых ступени легкой ракеты «Ангара» и оказала содействие в создании пусковой инфраструктуры). Источник на «Энергомаше» сообщил, что на предприятии сопротивлялись переводу производства всеми мерами, вплоть до отказа передавать документацию. Это привело к тому, что на предприятие была командирована специальная комиссия Роскосмоса с заданием получить все необходимые бумаги. В дальнейшем их передадут на «Протон-ПМ».

В Роскосмосе официально ситуацию не комментируют. На условиях анонимности источник в Роскосмосе пояснил, что решение по производственной кооперации РД-191 готовилось на протяжении трех лет:

— Полностью соблюдены все интересы НПО «Энергомаш» и «Протона-ПМ» и самое главное  — «Ангары», по количеству двигателей для которой мы и определяли необходимость дополнительного производства. В Перми станут делать большую часть агрегатов, в кооперации также будут участвовать Воронежский механический завод и омский «Полет». НПО «Энергомаш» никуда из цепочки не денется, там будет окончательная сборка двигателей и их испытания.

Представители «Протона-ПМ» не стали комментировать ситуацию. На сайте компании в новостных релизах упоминаются планы: к 2015 году сконцентрировать на предприятии производство деталей и сборочных единиц РД-191, составляющих не менее 60% стоимости всего двигателя.

По словам собеседника в Роскосмосе, в перспективе речь может пойти о сборке готового изделия РД-191 в Перми. На НПО «Энергомаш» эту информацию не комментируют. Источник на предприятии пояснил, что случившееся воспринимается на «Энергомаше» как поражение от прямого конкурента — производство самого востребованного в будущем двигателя передано в ведение филиалов Центра Хруничева, выпускающего «Ангару» («Протон-ПМ», равно как Воронежский механический завод и омский «Полёт» — филиалы Центра Хруничева). В то время как НПО «Энергомаш» находится под управлением РКК «Энергия» — традиционного конкурента «Хруничева», олицетворяющего противоположный полюс рынка космической деятельности.

В «Хруничеве» свои претензии на право выпуска РД-191 объясняли соображениями цены. По словам главы Центра Хруничева Александра Селиверстова, 240 млн рублей за один двигатель — цена неприемлемо высокая, и глава Роскосмоса Владимир Поповкин специально ставил перед НПО «Энергомаш» задачу сформировать более приемлемую цену на двигатели для «Ангары». При нынешних ценах на двигатели «Ангара» может оказаться существенно дороже «Протона» — единственного на сегодня российского носителя тяжелого класса. А это неминуемо приведет к потере позиций на глобальном рынке коммерческих запусков. Параметры контрактов обычно держатся в секрете, но участники пускового рынка рассказывают, что после ряда потерь при стартах «Хруничев» удерживает позиции на данном рынке путем значимого снижения цен.

Эксперты считают, что филиалам «Хруничева» не удастся снизить цены на двигатели для «Ангары».

— Решение передать производство РД-191 в Пермь понятно. НПО «Энергомаш» — это разработчик с опытным производством, а серию нужно производить в регионах, где всё дешевле и нет таких проблем со специалистами и рабочей силой, как в Подмосковье, — говорит ведущий аналитик Некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Андрей Ионин. — Справедливая цена на РД-191 должна, на мой взгляд, поначалу быть близкой к цене двигателя РД-181, который поставляется американцам для ракет Atlas. Далее при серийном производстве она должна быть ниже, чем у РД-181, примерно на четверть. 

По контракту 2005 года двигатели РД-181 поставлялись «Энергомашем» компании Pratt & Whitney Rocketdyne по $10 млн за штуку в партии из 50 двигателей. К 2010 году цена экспортного РД-181 выросла до $15 млн (то есть около 474 млн рублей по сегодняшнему курсу).

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир