Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Старые памятники Москвы заменят на дубликаты

Первой копией может стать аналог чугунной шестерки лошадей на Триумфальной арке. Подлинники спрячут в музеи
0
Старые памятники Москвы заменят на дубликаты
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Столичные власти рассматривают идею заменить на точные копии многовековые памятники города, сохранив оригиналы в музеях. Об этом «Известиям» сообщил глава департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский. Остальные памятники планируют защитить от внешних воздействий и разрушения с помощью новых технологий. В качестве эксперимента уже сейчас на некоторые скульптуры наносят нанопокрытие, а в ближайшее время будет разработана методика защиты культурных объектов.

 — В Риме старые бронзовые скульптуры, история которых насчитывает много веков, убирают в музеи, а на их место ставят точный аналог, сделанный с помощью лазерного сканирования, — объяснил Кибовский.

По словам чиновника, в международной практике при замене памятников на дубликаты оригиналы также иногда устанавливают рядом (на расстоянии около 100 м) под специальным защитным куполом. Он добавил, что в Москве тоже есть скульптурные группы, сделанные из материалов, которые трудно защитить с помощью покрытия.

 — В перспективе, возможно, придется убрать лошадей с Триумфальной арки и поставить копию, — привел пример чиновник. — Чугун, из которого сделана скульптура, материал специфический и сильно подвержен коррозии. Сейчас в месте, где установлен памятник, очень агрессивная среда: много автомобилей, которые не способствуют сохранению этих объектов культуры. Если чугун, из которого вылиты кони, покрыть химическим составом, который обеспечивает текущую защиту от коррозии, то скульптура начнет разрушаться изнутри.

Александр Кибовский отметил, что самым старым в Москве является памятник Минину и Пожарскому (1818) на Красной площади.

Заслуженный архитектор России Зоя Харитонова считает, что памятники нельзя убирать в запасники.

— У людей должен оставаться доступ к культурным ценностям, — отметила архитектор. — Самое главное — найти помещения в музеях, выставочных залах, куда убирать эти памятники, чтобы в любой момент каждый желающий мог увидеть их. Нельзя прятать монументы в запасники. Во Флоренции, например, статую Давида Микеланджело в свое время убрали с площади Синьории в Академию художеств, куда сегодня приходят миллионы людей каждый год.

Москвовед Рустам Рахматуллин уверен, что необходимо проводить экспертизу, которая показала бы, как лучше сохранить тот или иной объект.

 — Самое главное, чтобы оригиналы не пропадали бесследно, — отметил эксперт. — Например, ворота воспитательного дома на Солянке — скульптура Ивана Витали — были заменены на копии, и уже никто не помнит, где находится оригинал, — так можно потерять всё культурное наследие. Если ставится дублер, необходимо предусмотреть табличку, на которой будет написано, где человек может взглянуть на первоначальную версию памятника.

Куратор проекта «СовАрх» Денис Ромодин считает, что если бы памятники чистили регулярно, а не раз в сезон, то не появилось бы необходимости покрывать их какими-либо составами.

— Было бы оптимально протирать их водой раз в неделю, — отметил эксперт. — Так делают в скандинавских странах, где климат схож с нашим. Грязь не успевает накапливаться и не разрушает материал, из которого сделан объект искусства. Другой экономичный вариант — пустить через памятники небольшой ток, который отпугивал бы птиц. Такая технология уже применяется в Милане для защиты от птиц конной статуи Витторио Эммануила II, стоящей на центральной площади. Это было бы дешевле, чем чистить скульптуры от помета. 

Старший научный сотрудник лаборатории музейного проектирования в Российском институте культурологии Иван Гринько полагает, что на копии придется заменить в первую очередь памятники писателям. Поэтому убирать монументы, по его мнению, стоит в Литературный музей. Отметим, что одними из самых старых в Москве являются памятники Александру Пушкину на Пушкинской площади (1880), Николаю Гоголю на Гоголевском бульваре (1909) и хирургу Николаю Пирогову в Хамовниках (1897).

Комментарии
Прямой эфир