Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США заявили о решимости Байдена военным путем помешать Ирану получить ядерное оружие
Мир
Постпредство РФ назвало уроком для всех готовность ЕС украсть финрезервы
Экономика
Эксперт увидел попытки Польши сорвать переговоры ЕС по потолку цен на нефть
Мир
В ДНР сочли озвученные ЕК данные о потерях ВСУ правдивыми
Мир
Reuters сообщило о ликвидации лидера ИГ
Экономика
ЦБ рекомендовал банкам приостановить выселение должников
Мир
В Раде заявили о невозможности восстановить энергосистему Украины этой зимой
Мир
Вашингтон объяснил нежелание поставлять Киеву оружие большей дальности
Экономика
Bloomberg узнало об обсуждении в ЕС потолка цен на нефть из РФ в $60
Мир
Министр инфраструктуры Украины Кубраков подал в отставку
Общество
Песков не подтвердил запрет на выезд за границу сотрудникам администрации президента
Спорт
Франция на ЧМ-2022 впервые в истории проиграла Тунису

Дело об аферах с машинами Генштаба разваливают с помощью платежки

Фигуранты дела о хищениях по скандальному госконтракту на 10 млрд рублей нашли юридические уловки, чтобы уйти от уголовной ответственности
0
Дело об аферах с машинами Генштаба разваливают с помощью платежки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Давашкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Громкое уголовное дело о махинациях с автопарком Генштаба, в котором замешаны экс-министр обороны Анатолий Сердюков и его зять Валерий Пузиков, может развалиться, так и не дойдя до суда. Об этом «Известиям» рассказали сразу несколько источников в правоохранительных органах. Это стало возможным из-за юридической уловки, которую используют многие юристы для затягивания процесса.

Речь идет о госконтрактах на 10 млрд рублей, заключенных Минобороны с ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России» на обслуживание 560 автомобилей. По версии следствия, и люксовые иномарки, и «КамАЗы» военные арендовали сами у себя в среднем за 6,1 млн рублей в год каждая. Причем афера с передачей техники на аутсорсинг проходила при непосредственном участии Анатолия Сердюкова и его зятя Валерия Пузикова. Эти факты вскрылись во время проверки летом прошлого года, по итогам которой было возбуждено уголовное дело.

— Как показала проверка, госконтракт был заключен с многочисленными нарушениями, — рассказывает источник, хорошо знакомый с ситуацией. — Например, в качестве обеспечительной меры на тендер была предоставлена поддельная банковская гарантия на 1 млрд рублей от Тверского коммерческого банка КБЦ. В реестре банка эта гарантия не значится, более того, московское отделение банка, якобы выдавшее ее, вообще не имеет права этого делать и с 2009 года не выдало ни одной такой гарантии.

Как выяснили «Известия», письмо из КБЦ о том, что банковская гарантия, представленная на тендер, подделка, поступило во ФГУП «СПб Инжтехцентр МО РФ» еще в феврале 2012 года. По условиям контракта, в случае если гарантия по каким-либо причинам перестает быть действительной, ФГУП обязан в течение 10 банковских дней найти другой банк-поручитель. И новая банковская гарантия — точнее, ее копия — действительно появилась, но лишь в октябре 2012 года, когда по сомнительным сделкам Сердюкова и Пузикова начала активно работать военная контрразведка. Новую гарантию предоставил банк «Санкт-Петербург», акционером которого (4,55%) является Валерий Пузиков.

Вскоре ФГУП «СПб Инжтехцентр» подал иск в Арбитражный суд Москвы на КБЦ о признании сделки недействительной. В обоснование того, что это банк ввел ФГУП в заблуждение, была предъявлена платежка на 10 млн рублей, выплаченных в качестве вознаграждения за гарантию. 

В этой платежке, впрочем, получателем денег значится не банк, а некое ООО «Строй-Ресурс». И назначение платежа не «вознаграждение за выдачу банковской гарантии по договору», а «оплата товара».

ООО «Строй-Ресурс» до мая 2013 года было зарегистрировано в Москве, по месту его прописки значится еще 73 компании. «Строй-Ресурс», по данным «СПАРК-Интерфакс», занимается оптовой торговлей машинами и оборудованием для строительства, полиграфической деятельностью, торговлей моторным топливом и авиационным бензином, деятельностью в сфере здравоохранения и финансовым посредничеством. Впрочем, фирма эта с уставным капиталом 480 тыс. рублей уже ликвидирована путем присоединения к ООО «Стартлайн», зарегистрированной в Республике Марий Эл.

Гендиректор «Строй-Ресурса» Виталий Стоян — генеральный еще в 28 компаниях, часть из которых уже тоже не существует, и совладелец еще 19. Сайтов у этих ООО нет, следы экономической деятельности обнаружить не удалось. С самим Стояном связаться не удалось.

— Чисто юридическими методами делается всё, чтобы как можно дольше затягивать расследование громкого уголовного дела, любыми способами «раздробить» его на разные гражданские и арбитражные процессы и в итоге постараться «замылить» основное дело, — не сомневается источник в правоохранительных органах. — Поняв, что под ними земля горит, товарищи из ФГУПа всеми способами попытаются признать сделку ничтожной, чтобы потом придать ей вид законности — с помощью новой банковской гарантии. Делается это для того, чтобы отсрочить проверки по госконтрактам и по максимуму замести следы.

Юрист Андрей Тюкалов говорит, что таким образом — предоставлением различных платежек и просьбами их проверить — адвокаты действительно часто пользуются, чтобы законными способами затягивать судебное разбирательство.

— На полгода-год такими приемами в арбитраже затянуть процесс действительно можно, — поясняет Тюкалов. — А потом инициировать поиск еще каких-нибудь «левых» бумажек — пока будут идти бумажная переписка, еще куча времени пройдет.

Собеседник в Минобороны считает, что и платежка на непонятную фирму, и появление новой банковской гарантии нужны для того, чтобы создать видимость, что госконтракты по обеспечению военнослужащих автотранспортом исполняются и проблем с ним нет.

— Один из госконтрактов, № 65, на 10,2 млрд рублей, заключен на три года. По нему на эти деньги должны обслуживать 560 автомобилей — от BMW до «КамАЗов». Несложно подсчитать, что затраты на обслуживание каждого автомобиля составят 6,1 млн рублей — на эти деньги можно было закупить новую технику, а сам автопарк увеличить вдвое. Прямой ущерб от этого кабального контракта может составить до 1 млрд рублей, о чем заранее предупреждали сотрудники, отказавшиеся его подписывать, — рассказывает информированный собеседник военного ведомства.

По закону, продолжает источник в Минобороны, прежде чем финансировать госконтракт на 10 млрд рублей, ту же «левую» банковскую гарантию от командования должно было затребовать управление финансового обеспечения ведомства (в данном случае ФКУ «УФО РФ по Москве и Москвской области». — «Известия»), но то ли по халатности, то ли еще по каким-то причинам это не было сделано.

Как уже писали «Известия», скандальный контракт со стороны военных подписывал Александр Грабко, начальник войсковой части №83466, на балансе которой находился автопарк Генштаба, с филиалами в 24 городах. Со стороны питерского ФГУПа — его гендиректор Валерий Седов.

— Всю сделку курировал лично Анатолий Сердюков, — уверяет источник «Известий» в правоохранительных органах. — Спустя восемь месяцев после заключения контракта Сердюков лично подписал приказ о расформировании всех 24 филиалов в/ч 83466 — речь шла о десятках воинских частей по всей стране, от Калининграда до Владивостока. Получилось, что все машины вначале были безвозмездно переданы в пользование ФГУПу, а потом, по сути дела, взяты в аренду. При этом транспортные налоги и страховки фактически за всю технику, принадлежавшую Минобороны (553 машины), платило и продолжает платить само Минобороны.

У самого ФГУПа на момент подписания контракта было всего две BMW, три представительских Mercedes, внедорожник Porshe Cayenne, два FIAT и три «бронированных автомобиля для перевозки высшего руководства». После одного росчерка пера экс-министра Сердюкова их сразу стало больше на 500.

ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России»(СПбинжтехцентр МО РФ), в котором оказался весь автопарк Генштаба, некоторое время возглавлял зять Сердюкова Валерий Пузиков. Обслуживание автопарка Генштаба, с легкой руки Сердюкова отданное на аутсорсинг в целях «оптимизации», кроме многомиллионных хищений выявило и другие проблемы. Так, например, в случае ЧС или объявления военной тревоги вывозить военнослужащих из в/ч в некоторых регионах будет просто не на чем, уверяет источник в Минобороны.

Контракты ФГУП «СПбинжтехцентр МО РФ» заключал с гражданскими автоперевозчиками. В августе прошлого года (документы имеются в распоряжении «Известий») один из них — ООО «Б-авто-Б» из подмосковного Дмитрова — официально сообщил руководству ФГУПа, что «выполнить условия госконтракта в полном объеме не представляется возможным по причине отсутствия в данном регионе потребного количества автобусов вместимостью от 25 посадочных мест». Речь шла о десятках воинских частей в Москве, Московской области, Тульской области и Пермском крае.

Гендиректор ООО «Б-авто-Б» Сергей Барсуков рассказал «Известиям», что его фирма по госконтракту обслуживала в/ч по всей стране.

— Там с самого начала были заложены нереальные требования — например, перевести на автобусах на репетиции парада или сам парад десятки тысяч человек, — говорит Барсуков. Госконтракт, заключенный до конца 2013 года с фирмами-контрагентами, как выяснили «Известия», уже прекращен.

— 15 мая нас уведомили, что перевозки вообще останавливаются, потому что во ФГУПе кончились деньги, — сообщил Барсуков.

В самом ФГУП «СПбинжтехцентр МО РФ» ни уголовное дело, ни прекращение действия госконтракта по перевозке военнослужащих не комментируют. Зять экс-министра Валерий Пузиков для комментариев недоступен. Еще в марте, по сообщениям СКР, экс-министр обороны Анатолий Сердюков на допросе по поводу махинаций с автопарком Генштаба сослался на 51-ю статью Конституции, позволяющую не свидетельствовать против себя, и от показаний отказался. Его адвокат Генрих Падва сообщил «Известиям», что насчет автопарка следователи Сердюкова вообще ни разу не допрашивали.

Адвокат Артур Рамазанов считает, что экс-министр обороны, расформировав армейские авточасти и передав их на аутсорсинг, не только способствовал обогащению узкой группки близких ему людей, но своими действиями привел к потере обороноспособности страны.

— Последствия от этого могут быть самыми тяжкими. Ведь всё, что связано с доставкой военнослужащих и воинских грузов, может элементарно привести к гибели людей. За такие действия, я считаю, надо наказывать, и наказывать серьезно, — говорит Рамазанов.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир