Сочинская «интеллектуалка» вырывается вперед
Олимпийский Сочи к концу этого года станет первым российским городом, в котором интеллектуальная транспортная система (ИТС) заработает в полную силу. Примечательно, что ее создали в рекордные для нашей страны короткие сроки – за 3,5 года. Для сравнения: даже в Москве ИТС полностью будет готова к запуску только к 2016 году и столичным налогоплательщикам обойдется подобная система почти на 600 млн рублей дороже.
На данный момент современный транспортно-логистический центр (ЛТЦ), наверное, один из самых главных предметов гордости сочинцев. «На полную мощь» заработает центр к концу сентября. Его уникальность заключается в том, что он будет управлять на территории столицы зимней Олимпиады всеми видами перевозок: дорожными, железнодорожными, воздушными и водными.
Город зеленой волны
Аналогов этой системы в России пока нет нигде. В создание центра, площадь которого составляет 2905 кв. метров, вложены немалые деньги – 170 млн рублей. В здании центра есть два диспетчерских зала и специальная интерактивная карта, с помощью которой можно будет отслеживать транспортные потоки в Сочи и на всех олимпийских и строительных объектах, расположенных как непосредственно вдоль Черноморского побережья, так и в горах.
Чтобы представить масштабы – несколько цифр. Общее количество только олимпийского автотранспорта, оснащенного навигационными модулями ГЛОНАСС/GPS и подключенного к ЛТЦ, в период проведения зимних Игр составит свыше 6 тыс. единиц. Алексей Смаглюк, руководитель Управления транспорта г. Сочи, рассказал «Известиям», что процесс установки датчиков ГЛОНАСС/GPS и автоинформаторов на общественном транспорте начался еще в 2008 году.
В настоящее время таким оборудованием в столице Олимпиады оснащено свыше 5 тыс. единиц всевозможной автотехники, задействованной на строительстве олимпийских объектов, и все пассажирские транспортные средства. В целом в состав сочинской системы управления дорожным движением будут входить подсистемы видеонаблюдения, мониторинга метеорологической обстановки, информирования водителей, светофорного регулирования, фиксации нарушений правил дорожного движения и сеть передачи данных.
До начала Олимпиады на дорогах Сочи будут установлены 35 «умных» светофоров, 150 пешеходных светофоров с выносным табло обратного отсчета и 100 видеодетекторов транспорта. В пресс-службе компании «НефтеГазОптимизация», которая исполняет этот сочинский проект, объясняют, что современные светофоры оборудуют системой «Говорящий город», включающей в себя радиоинформаторы для людей с ограниченными возможностями и для гостей города, а также тактильные наземные плитки-указатели.
Помимо этого, в столице сочинской Олимпиады появятся 13 мобильных табло переменной информации, на которых будут размещаться сведения о дорожно-транспортной ситуации и возможных маршрутах объездов, а также пять метеостанций, транслирующих информацию об общепогодных условиях и определяющих состояние покрытия на полосах движения. За соблюдением Правил дорожного движения будут следить более 30 комплексов видеофиксации. «Наша главная цель – обеспечить бесперебойное движение транспорта на время Олимпиады и Паралимпиады – комментирует Андрей Жуков, генеральный директор НКО «Транспортная дирекция Олимпийских игр». – Современная информационная система управления всеми видами перевозок уже успешно применяется в организации доставки грузов для строительства олимпийских объектов. Мы рассчитываем, что за счет ее работы существенно возрастет эффективность управления олимпийским транспортным комплексом, снизится потребность в автотехнике и повысится качество транспортного обслуживания населения и гостей города, участников Игр».
Ожидается, что весь комплекс принимаемых мер в конечном итоге приведет к снижению «напряжения дорожного движения» на 40%. Кстати, именно такого результата достигли организаторы Олимпиады в Ванкувере. Но им это удалось не столько благодаря интеллектуальным новшествам, сколько за счет поощрения альтернативных видов транспорта (кроме легковых автомобилей). В результате число людей, которые передвигались на велосипедах или гуляли пешком, резко возросло. Еще более оригинальный способ разгрузки дорожного трафика придумали в Пекине. Там на время Олимпиады установили правило четных и нечетных номеров, то есть по четным дням выезжать на улицы было разрешено только автомобилям, у которых последняя цифра номера тоже была четной, соответственно, такая же картина – и по нечетным дням.
Москва пока учится
Месяц назад в российской столице прошел V юбилейный Международный конгресс по интеллектуальным транспортным системам. На этот раз в конгрессе приняли участие более 200 представителей органов власти и бизнеса, заинтересованных в развитии российского рынка ИТС. Конгресс сопровождался выставкой, на которой свои разработки представили некоторые зарубежные компании, в частности, NIVI Group, IBM, MultiToll Solutions.
Никозия Луиджи, президент NIVI Group, например, рассказал на форуме о разработках, проводимых специалистами компании в области создания «умных» парковок. «Умная парковка» – это система паркинга, основанная на беспроводной технологии с применением беспроводных датчиков, устанавливаемых под асфальтовым покрытием для того, чтобы защититься от различного рода повреждений, – пояснил Луиджи. – Датчики способны распознавать наличие автомобиля на парковочном месте, а также информировать парковочного контролера об оплате». Специальная техника в режиме реального времени получает информацию о свободных местах и может вывести эту информацию на информационные панели, размещенные по городу.
Таким образом, получая данную информацию, водитель не тратит время на долгие поиски свободного места. Разработки NIVI Group позволяют получать информацию о свободных местах в том числе и на смартфон, а также оплачивать парковку через мобильный телефон. Такая смарт-парковка дает возможность оператору знать с абсолютной уверенностью в режиме реального времени, кто оплатил парковку, а кто еще нет.
Другой иностранный гость московского конгресса – Кристиан Дефей, генеральный директор компании MultiToll Solutions, предложил свою точку зрения, как в целом разгрузить дорожное движение в Москве. По его мнению, довольно неожиданному, для российского менталитета для снижения напряженности трафика необходимо сделать платным въезд в центр города. Он рекомендует использовать разработки Urban MovWay, суть которых заключается в установке над дорогами специальных антенн, автоматически записывающих данные о проезжающих машинах, и камер автоматического распознавания номерных знаков на обочинах. На авто, оплатившие въезд, будут наклеиваться специальные стикеры, а все остальные машины техника будет отслеживать и выписывать штрафы. «Средства, поступившие от платы за проезд в центр, можно использовать для развития общественного транспорта», – резюмировал Дефей.
Владимир Крючков, генеральный директор ассоциации «ИТС Россия», считает, что нашей стране сегодня просто необходимо использовать зарубежный опыт. «Путь, пройденный другими странами за 15–20 лет, мы можем и должны преодолеть за 5–6 лет, – убежден Крючков. – Нам сегодня, как никогда, нужна локализация зарубежных производств и технологий, создание концессий, привлечение выгодных инвестиций, задействование институтов государственно-частного партнерства. Вместе с тем перенимать иностранный опыт следует, защищая приоритеты отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынке».
Столица – на пороге новаций
В Москве ИТС обещают внедрить уже к концу 2013 года. По сообщению пресс-службы столичного департамента транспорта, на сегодняшний день в рамках «умной» системы на улицах Белокаменной действуют 3471 детектор транспортных потоков, 1002 управляемых светофора, 600 комплексов фото- и видеофиксации, которые позволили сократить количество заторов на 10% в год. До конца нынешнего года ИТС должна охватить всю территорию столицы (сейчас ИТС охватывает примерно 65% дорожной сети). Но «по полной» система заработает только к 2016 году – именно тогда будет осуществлен перевод управления дорожным движением в автоматический режим.
Среди основных мероприятий на этот год в Москве запланирована организация централизованного управления дорожным движением, проще говоря, светофорного регулирования. Будет модернизировано программное обеспечение более чем 500 светофорных объектов, и все они будут подключены к центру управления дорожным движением. Проложенные под асфальтом на перекрестках и развязках сенсорные провода смогут определять примерное число машин, скопившихся на данном направлении, и зеленый свет будет гореть дольше для той магистрали, на которой нагрузка сейчас больше. В Гонконге, например, из нескольких близко расположенных пересечений дорог часто делают одну «зеленую улицу», чтобы поток, свободно пройдя один перекресток, не задерживался на соседнем. Впрочем, нам такой способ организации движения не в диковинку. По словам Александра Кондратьева, директора Международной академии транспорта, в России первые «зеленые улицы» появились еще в 60-х годах в Москве и Санкт-Петербурге (Тверская, Невский проспект и проч.).
Еще одно российское новшество – проект, который предполагает оформление обстоятельств ДТП без участия сотрудников полиции. В этом году Российский союз автостраховщиков (РСА) совместно с некоммерческим партнерством «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП ГЛОНАСС) приступили к подготовке его пилотной версии. Суть новшества заключается в том, что данные о месте и времени ДТП, силе и направлении ударов при столкновении, состоянии и количестве пострадавших передаются по каналам сотовой связи в диспетчерские центры операторов и базу данных РСА и страховых компаний.
По словам Игоря Хереша, директора по развитию ГК «Цезарь Сателлит», после внедрения этого проекта движение на дорогах станет быстрее на 5–10%. «По статистике ДТП, произошедшее в одном ряду, может снизить скорость движения на трассе на 40%. Если ДТП распространилось на две полосы, скорость может быть уменьшена и до 70%. Новый проект поможет исправить ситуацию к лучшему», – уверен Хереш. Пилотный проект в настоящее время осуществляется в Москве, Московской области, Санкт Петербурге и Ленинградской области. Кстати, нигде в мире аналогов этому еще нет. Почему бы России не стать пионером?
Кстати
Видеофиксация дорожных нарушений наиболее развита в Сингапуре. Там с помощью камер J-Eye можно отслеживать пробки, а также неправильно припаркованные автомобили. Таких «наблюдателей» в Сингапуре около двух тысяч. Эвакуаторы прибывают на места аварий в среднем за 15 минут.
В корейском Пусане на остановках размещены табло, на которых пассажиры могут узнать, почему маршрут задерживается. Терминал связан непосредственно с каждым автобусом. В Сеуле работает точно такая же система, корейцы даже создали бесплатное автобусное приложение для iPhone.
ГЛОНАСС шагает по России
Вскоре в России будет запущена система экстренного реагирования при авариях – «ЭРА-ГЛОНАСС», масштабы которой, естественно еще больше впечатляют. На главной странице официального сайта компании-оператора «НИС ГЛОНАСС» ведется обратный отсчет времени до того момента, когда все дороги страны и весь автотранспорт (а это – 40 млн транспортных средств!) будут оснащены датчиками ГЛОНАСC/GPS. До ожидаемого события осталось чуть больше двухсот дней.
Также с 1 января 2017 года все новые транспортные пассажирские и грузовые средства должны будут в обязательном порядке сразу оснащаться датчиками ГЛОНАСС/GPS. По словам Александра Чуба, генерального директора «НИС ГЛОНАСС», полное внедрение системы сократит время до начала оказания помощи при авариях до 30%, что позволит ежегодно спасать более 4 тысяч человек. Зарубежный аналог системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – eCall – используется в европейских странах. С 2015 года он распространит свое действие на всю территорию Европейского союза. «ЭРА-ГЛОНАСС» и еCall будут, как говорят эксперты, «гармонизированы друг с другом».