«Алексей Балабанов успел закончить сценарий нового фильма»
Алексей Балабанов скончался в субботу на 55-м году жизни в поселке Солнечное Ленинградской области, где писал сценарий к своему новому фильму. Корреспондент «Известий» позвонил другу режиссера, Александру Мосину, сыгравшему в шести его фильмах, чтобы узнать подробности последней работы Балабанова.
— Сценарий готов?
— Да, он был закончен буквально в последний день. Но Лешка его написал в черновом варианте, мы с ним постоянно созванивались по 10–15 раз ежедневно и уточняли, как это должно выглядеть, как должно быть сыграно и другие организационные моменты. То есть можно сказать, что идея готова, но там нет раскадровок и деталей, это пока просто черновик. Он выразил свое видение. В последние дни он много работал с секретарем, практически с утра до вечера, его помощница сидела и записывала всё, что он придумывал. Этот сценарий он написал за несколько дней.
— Название есть?
— Нет.
— Вы должны были играть в этом фильме?
— Да, обязательно.
— В последних двух фильмах Балабанов приглашал только непрофессиональных актеров. В этот раз, судя по информации, он решил снова пригласить профессионалов. Почему так?
— Он делает так, как ему захочется. В этот раз захотел так, в другой — иначе. В новый фильм он уже пригласил Ренату Литвинову и Аню Михалкову.
— Это фильм про молодость Сталина?
— Нет, про Сталина он пока отложил. Это совсем другой фильм, там совсем другой, очень жизненный сюжет о том, как в одном человеке уживаются две сущности.
— В каком смысле?
— Там очень сложный сценарий, я не могу его так с ходу рассказать. Завязка фильма в том, что рождается двойня и при родах старший ребенок умирает, но его душа остается жить во втором. И дальше этот человек живет с двумя душами, где одна существует на правах старшего брата, а другая — на правах младшего.
— Эмир Кустурица сказал, что Балабанов с ним обсуждал некий фильм, где он должен был стать режиссером, а Балабанов — сценаристом.
— Это как раз фильм про Сталина, они обсуждали его, когда Леша ездил к Кустурице в его деревню в Сербию. Это совсем другая история, и сценарий для этого проекта он даже не начинал писать.
— Законченный сценарий будут публиковать?
— Такого решения пока не принималось. Я думаю, оно еще не созрело.
— Как часто вы виделись с Алексеем Балабановым в последнее время?
— Практически каждый день. Я его друг.
— Последний фильм «Я тоже хочу» произвел на всех огромное впечатление прежде всего сценой, где Балабанов умирает. Как вам кажется, у него было предчувствие?
— Я думаю, да, этот фильм выглядит как последнее высказывание, как работа, которую он хотел оставить после себя. Он человек талантливый — и талантливый во всем, и я думаю, что он просто чувствовал собственный уход. Правда, конечно, никак не хотел в это верить и именно поэтому в последние дни окунулся с головой в работу. Но я думаю, что он ощущал приближение чего-то страшного.
— Гражданская панихида назначена на вторник. Похороны будут в этот же день?
— Да, в этот же день, но не факт, что это все будет так, как говорят. Сегодня прилетает Сельянов, и решение будет принимать он. А то, что объявили про гражданскую панихиду по телевизору, на самом деле еще ни с кем не согласовано, это какая-то самодеятельность прессы.
— Вы сегодня были дома у Алексея Балабанова?
— Да. Детали я рассказывать не буду, потому что Леша не любил, чтобы все были в курсе его жизни. Был дома, да, мы выбрали место на кладбище. Хорошее место. На Смоленском кладбище будут его хоронить. И, скорее всего, его будут отпевать.
— От чего он скончался?
— У него был сердечный приступ. Он умер легко.