Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил строителей с достижением показателей ввода недвижимости в 2025 году
Армия
Российская армия освободила населенный пункт Комаровка в Сумской области
Мир
Politico сообщила о намерении ЕП вынести очередной вотум недоверия фон дер Ляйен
Мир
Лавров призвал ЕС предлагать конкретный контакт для переговоров с Россией
Мир
Более 2,4 тыс. беженцев из Сомали вынудят покинуть США по решению Трампа
Мир
Лавров заявил о стремлении США не допустить втягивания Украины в НАТО
Общество
Режим ЧС ввели на территории промзоны и частных домов в Ростовской области
Общество
Рэперу Гуфу избрали меру пресечения в виде подписки о невыезде по делу о грабеже
Мир
Трамп рассказал о последствиях для НАТО при вступлении Гренландии в состав США
Мир
В США назвали беспрецедентной досрочную передачу России управления на МКС
Общество
Концерт Долиной в Петербурге перенесли на 15 ноября 2026 года
Армия
Силы ПВО за четыре часа сбили 33 украинских дрона над территорией России
Мир
Пашинян отметил необходимость для Армении соответствовать стандартам ЕС
Общество
ФСБ предотвратила покушение на сотрудника предприятия ОПК в Петербурге
Мир
NBC узнал о предложении Израиля к США отложить военные меры против Ирана
Политика
В Кремле анонсировали принятие Путиным верительных грамот у послов 15 января
Общество
Росгвардия задержала проникшего в детский сад на северо-востоке Москвы мужчину

Счетная палата предлагает обложить бизнес «офшорным» налогом

Реализация данной меры позволит привлечь в федеральный бюджет до $48 млрд в год, подсчитали аудиторы
0
Счетная палата предлагает обложить бизнес «офшорным» налогом
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Счетная палата обратилась в Госдуму с предложением ввести «офшорный» налог — на внешнеторговые операции российских производителей с компаниями, находящимися в офшорных зонах. Об этом «Известиям» рассказали источники в ведомстве Сергея Степашина. Реализация данной меры сделает экономически невыгодным заключение таких контрактов с целью уклонения от уплаты налоговых сборов, считают аудиторы. 

Введение «офшорного» налога в России Счетной палате представляется «существенно проще и эффективнее», чем альтернативная мера борьбы с уклонением от уплаты сборов, когда компания обязана платить налог с прибыли подконтрольной ей офшорной структуры. Такая мера также предотвращает вывод дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций.

Данный инструмент противодействия минимизации налогообложения сегодня применяют более чем в 15 государствах, в числе которых США, Германия, Франция, Италия, Китай и др. Введение аналогичной меры в России потребует «значительных соответствующих изменений налогового законодательства», отмечают в Счетной палате. Например, придется установить критерии, согласно которым офшорные компании будут считаться подконтрольными российским. Так, в США для этого требуется владеть более 10% голосующих акций офшора, а в Дании и Италии — более 25%.

Также придется установить, что под действие данной меры не будут подпадать те подконтрольные офшорные фирмы, которые ведут реальную хозяйственную деятельность.

Введение же «офшорного» налога, по мнению Счетной палаты, сопряжено с меньшими сложностями.

В настоящее время «офшорный» налог предусмотрен законодательством Республики Беларусь. Согласно ему, при исполнении белорусскими компаниями внешнеторговых контрактов, заключенных с офшорами, подлежит уплате в бюджет сбор в размере 15% от объема операций. При этом налогом облагаются не только платежи, но и неденежные обязательства (поставка товаров, выполнение работ и т.п.), и операции, связанные с переходом имущественных прав в рамках таких контрактов.

С сентября прошлого года на Украине обсуждаются законодательные изменения, согласно которым операции с контрагентами, зарегистрированными в офшорных зонах, будут ,облагаться налогом в размере 12%. Предполагается, что средства будут поступать в Пенсионный фонд государства.

Аудиторы подсчитали, что применение в России сбора, аналогичного офшорному, предусмотренному в Республике Беларусь (в размере 15%), позволит дополнительно пополнять федеральный бюджет на $48,18 млрд в год (расчет произведен исходя из объема внешнеторговых операций за прошлый год).

— Среди плюсов «офшорного» налога — достаточно простое администрирование и отсутствие необходимости создания сложных механизмов и вложения средств, поддерживает позицию аудиторов юрист Иван Соловьев. С одной стороны, установление сбора, по его словам, действительно приведет к сокращению практики прямых переводов средств, а с другой — породит схемы по многоступенчатой пересылке средств.

С экспертом соглашается и начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

— Введение офшорного налога приведет лишь к использованию дополнительных фирм-«прокладок» из стран, не входящих в список офшорных зон. Вряд ли эта инновация развернет вспять отток капитала из России и сократит масштабы уклонения от налогов, — говорит Осадчий.

В свое время президент, говоря о необходимости деофшоризации отечественной экономики, подчеркнул, что нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации. По мнению аналитиков, имелось в виду, что если при выборе юрисдикции бизнес принимает решение в пользу чужого законодательства, то следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов.

— Президент ни слова не сказал о том, что использование офшоров надо сделать невыгодным для наших предпринимателей. К тому же всем известно, что большая часть средств, уходящих в офшоры, потом возвращается обратно в виде инвестиций и вложений в бизнес, — говорит Соловьев.

Конечно, если стоит задача собрать налоги любой ценой, то такая схема налога, как в Белоруссии, безусловно, эффективнее, чем налогообложение доходов контролируемых иностранных компаний, считает налоговый консультант Светлана Огаджанянц. «Офшорный» сбор у соседей России, по ее словам, — это налог на оборот, прибыль от сделки в этом случае никого не волнует.

— При таком подходе ставка налога безусловно высока, оптимально она не должна превышать 1,5–2%, — говорит Огаджанянц.

Введение «офшорного» налога — спорная инициатива, особенно в условиях ослабления экономического роста в стране, считает старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин.

По его словам, все законные механизмы борьбы с использованием офшоров для избежания налогов существуют, и при желании их можно заставить работать. В числе таких механизмов — проверка офшорных компаний на юридическую и экономическую фиктивность, борьба с отмыванием доходов на уровне банков и др.

— В стране же, где даже государственные компании, такие как «Газпром», «Роснано», ВТБ и прочие используют офшорные механизмы для оптимизации налогов, надеяться на «офшорный» налог бессмысленно, — говорит Васин.

В числе тех, кто регистрировал компании в офшорах, — зампредправления «Газпрома» Валерий Голубев, гендиректор «Газпром социнвест» Борис Пайкин, сенатор Дмитрий Ананьев, являющийся совладельцем Промсвязьбанка, экс-президент «Ростелекома» Александр Провоторов и практически вcе россияне-миллиардеры из списка Forbes.


Читайте также
Комментарии
Прямой эфир