Все-таки не зря русские чиновники покупают дома в Европе и учат там детей. Бытие определяет сознание — они начинают понимать, что нельзя парковать машины на газоне, что надо сдерживать эмоции при виде геев и пакистанцев и, возможно, даже не ковырять вилкой в носу.
Вот Министерство развития регионов внесло очень прогрессивное предложение — они хотят запретить тем, кто позволяет себе ксенофобские высказывания, занимать государственные должности. А если чиновник уже на службе ляпнет что-нибудь вроде «Россия для русских», его за это уволят.
С одной стороны, в России не очень ярко выраженный национальный конфликт. Все-таки еще недавно была такая страна СССР — очень сложная по структуре, с довольно лицемерной национальной политикой, но все-таки внутри нее была некая лояльность «титульной нации» к гражданам других республик.
Уже в современной России первый шок от «понаехавших» тоже пережили более-менее успешно. Конечно, великодержавный шовинизм никуда не делся — многие считают себя намного важнее, например, дворников-таджиков.
Вот вчера в подмосковном Чехове местная лихая молодежь напала на мигрантов, которые просто играли в футбол. Причем у местных было травматическое оружие, от которого пострадали несколько человек.
Можно даже понять, как это всё происходит. Подмосковье строится. Прорабы нанимают недорогих гостевых рабочих. И вот ты идешь помечтать на пруду, а вместо птичек и рыбок обнаруживаешь 200 человек азиатов, которые в этом пруду моются, стираются и вообще заняли твое место.
Не повод для погромов, но все-таки это меняет что-то в твоей жизни.
Вообще надо понимать, конечно, что даже при самой современной политике конфликтов на национальной почве не избежать. Ровно как и любых других. И глупо делать вид, что такие проблемы — лишь от узости сознания.
Вот, например, у меня в квартире недавно морили тараканов. Которые, как выяснилось, толпой пришли от соседей, исконных русских пьяниц, позора нашего дома. Но дезинсектор, мощный армянин, сказал, что в Москве, вообще-то, эпидемия клопов. Так что, мол, мне еще повезло с тараканами. А клопы — они от мигрантов. Которые живут по сорок человек в подвалах жилых домов, которые им не особенно легально сдает домоуправление.
Но эти условные гастарбайтеры хотя бы не писают у тебя в подъезде, как это делают вполне себе местные любители пива.
На самом деле вопрос не столько в ксенофобии, а в неудержимой склонности людей разбиваться на группы — чтобы противопоставлять себя другим группам.
В этом смысле прекрасный пример — Израиль. Здесь все в каком-то смысле «понаехавшие» и мигранты. Что сефард, что ашкеназ — это и «титульная нация» и одновременно «гастарбайтер». Евреи не очень любят местных арабов. Арабы взаимны. Европейские иудеи считают себя лучше ближневосточных, но при этом европейские тоже делят себя на литовских, молдавских, русских — и каждый считает себя выше других. Религиозные сионисты не очень положительно относятся к ортодоксам. Ортодоксы всегда против всех. Совсем ортодоксы не признают страну Израиль, но оспаривают при этом любое решение, любую поправку. А ведь есть еще и бедуины, и друзы, и масса русских, которые приехали на одном родственнике — еврее.
Мало того, те, кто еще работал в кибуце, считают себя во много раз лучше тех, кто приехал уже сразу на все готовое. Бизнесмены и белые воротнички (и синие тоже) — «не очень правильные» израильтяне, потому что труд, который не руками, это всё фикция.
И так здесь живут каждый день. Но при этом ни одна группа не чувствует ущемления своих интересов. На бытовом уровне можно ворчать и задирать нос сколько угодно, но на государственном здесь просто невозможно игнорировать интересы других. И всё это, несмотря на сложную политическую обстановку, пока что больше всего напоминает настоящую демократию.
Потому что, несмотря на все эти склоки, для правительства каждый, кто живет в стране, — та самая титульная нация. Иначе всё просто развалится в одно мгновение.
Любая страна сейчас имеет эту проблему — как объединить самые разные культуры, религии. «Плавильный котел», или политика мультикультурности, или третий вариант — это открытый вопрос для современного мира. Должны ли мигранты смешиваться с коренными жителями или пусть они живут своими группами, кварталами? Кто должен уважать чужую культуру и религию — только что приехавшие или аборигены?
Но российская проблема — она не в гражданах, а в плохом управлении. Гражданин у себя дома на диване имеет право как угодно относиться к африканцам, геям или католикам. Но гражданин — он и человек, и народ (демос) одновременно. Как человек он может быть ксенофобом, но как народ — ни в коем случае.
Такие вещи гражданину должно втолковывать правительство, которое тот поддерживает. И гражданин в идеале должен быть с ним согласен — ведь это не ради него, единственного, а ради общего благоденствия.
Понятно, что в России обыватель больше поверит соседу или экстрасенсу, чем государственному человеку. Потому что русский чиновник и сам не знает, во что верить. Попытки сочинить внятную идеологию — это всё пока графомания низшего порядка.
И, возможно, метод исключения — он пока для нас сейчас не самый плохой. Убрать из власти ксенофобов — уже движение вперед. Может, дойдет и до гомофобов, и до сексистов, et cetera.
Потому что чиновник — он все-таки не человек, а функция. Если он боится, что под кроватью у него сидит бука-гомосексуал — это его личная проблема. Он ее не имеет права нести в правительство. Для него секс- или нацменьшинства — не личные друзья или враги, а граждане, такие же, как и все остальные.
И если он этого не понимает — он уже не чиновник, а обычный горлопан. А горлопанам место в лучшем случае в телевизионных ток-шоу.