Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Россияне стали жаловаться на судей в два раза чаще

Количество обращений в Судебный департамент за пять лет удвоилось
0
Россияне стали жаловаться на судей в два раза чаще
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Арутюнов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По данным судебного департамента при Верховном суде, количество жалоб, заявлений и запросов за последние пять лет возросло более чем в два раза — с 2013 в 2008 году до 4246 в прошлом году. Такие данные департамент приводит в своем отчете (есть в распоряжении «Известий»). Столь существенный рост связан в первую очередь с появлением возможности подачи заявлений в электронном виде, считают в самом департаменте: в прошлом году системой, запущенной в 2010 году, прибегло больше трети заявителей (1685 человек).

По мнению пресс-секретаря Федеральной палаты адвокатов Александра Крохмалюка, дело скорее в изменении правосознания граждан. Другие эксперты говорят, что в причина жалоб в том, что судьи стали хуже работать.

— Реформа судов общей юрисдикции, начатая еще в 1990-х годах, никак не завершится, и лучше суды работать точно не стали. Стали бы работать лучше — количество заявлений должно было бы уменьшиться, — говорит судья Кировского суда Екатеринбурга Сергей Мамаев.

Со своей стороны пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов заявил «Известиям», что с его точки зрения рост обращений, напротив, служит индикатором доверия к судебной системе.

В судебном департаменте отмечают, что от заключенных в прошлом году пришло 806 обращений. Довольно часто в департамент пишут также сами судьи и члены их семей — таких писем в департамент пришло в прошлом году 586. Следом идут гражданские служащие судебной системы (232), других госорганов и общественных объединений (124) и адвокаты (59). Но самой многочисленной является категория заявителей, не дифференцированных по статусу, — их в 2012 году было 2380.

Если анализировать поступившие обращения по тематике, то лидируют среди них, как и в прежние годы, жалобы на действия и решения судей, а также на нарушение процессуальных сроков (1090 писем), на организацию работы суда и действия аппаратов пожаловалось 683 заявителя. Вопросы социальной защиты судей и судей в отставке, в том числе назначения ежемесячного пожизненного содержания, а также членов их семей интересовали заявителей в 510 случаях, гражданские служащие прислали 210 обращений.

Еще в июне 2010 года Дмитрий Медведев подписал закон, обязывающий суды публиковать в интернете тексты принятых решений, однако по-прежнему публикуется лишь незначительная их часть. С запросами о представлении информации о деятельности судов общей юрисдикции обращались в 108 случаях. 93 гражданина сообщили о коррупции со стороны должностных лиц.

Стоит отметить, что данные судебного департамента не дают полноценной картины оценки россиянами работы судов — по закону гражданин может также написать в Верховный суд или в суд, стоящий над тем, где рассматривается его дело. Однако в Верховном суде подобную статистику сейчас предпочитают не афишировать. Ситуация изменится, когда примут разработанный Минюстом законопроект об обязательной публикации всех непроцессуальных (то есть, по существу того или иного спора) обращений.

— Есть опасение, что и этот закон, когда его примут, не будет работать так же, как не работает закон о публикации судебных решений. Бюрократия всегда сопротивляется таким вещам: когда ты открыт, все просчеты и недостатки видны как на ладони, и ты, конечно, становишься более уязвим для критики, — говорит Александр Крохмалюк из Федеральной палаты адвокатов.

Эта норма воплотит, правда, в несколько усеченном виде, давнюю идею председателя Высшего арбитражного суда (ВАС) Антона Иванова о «журнале непроцессуальных обращений», в котором бы фиксировались все случаи давления на судей или сговора судьи с заинтересованным лицом. Таких обращений в ВАС, где аккумулируются жалобы и заявления на действия судей и сотрудников арбитражной системы, за 2012 год насчитали почти 14 тыс., что почти на 2 тыс. больше, чем в 2011 году. В подавляющем большинстве случаев (95%) смысл обращений сводился к жалобам на действия судей и работников аппаратов. При этом в 3881 из них было указание на нарушение процессуальных сроков, нередко связанное в том числе и с умышленным затягиванием процесса со стороны судов. В 67% (2594) случаев эти жалобы были признаны обоснованными, говорится в статистике ВАС.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...