Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Москалькова выразила соболезнования в связи с гибелью корреспондента «Известий»
Мир
В ООН призвали к независимой проверке блокировки российских СМИ в Telegram
Мир
Захарова отметила двойные стандарты Макрона по соцсети X после критики Маска
Мир
Конгресс утвердил победу Трампа на выборах президента США
Армия
Опубликованы кадры из населенных пунктов, где началось наступление на Курахово
Мир
Бразилия объявила Индонезию новым полноправным членом БРИКС
Экономика
Эксперты назвали часто встречающиеся «опции» в арендных квартирах в России
Мир
Представителя посольства РФ вызвали в МИД Молдавии
Происшествия
Губернатор сообщил о сбитых воздушных целях в небе над Белгородской областью
Общество
Завод Дегтярева подал иск к Минобороны на сумму более 100 млн рублей
Мир
Трамп вновь предложил Канаде стать 51-м штатом США
Армия
Над Донецком и Макеевкой за неделю сорваны 211 атак беспилотников ВСУ
Мир
Военный представитель хуситов заявил о нанесении ударов по израильским объектам
Общество
Онколог Минздрава предупредил о наживающихся на испытаниях онковакцины мошенниках
Происшествия
В Карелии шесть снегоходов с людьми провалились под лед
Армия
Появились кадры отражения военными ВС РФ контратаки ВСУ в курском приграничье
Мир
Премьер-министр Канады пообещал уйти в отставку после выбора преемника
Культура
Дэми Мур получила «Золотой глобус» за роль в фильме «Субстанция»

В ожидании желтой карточки

Создание национального парка «Ладожские шхеры» вновь откладывается
0
В ожидании желтой карточки
Фото: Максим Домасев, Санкт-Петербург
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В 2012 году в Северном Приладожье должен был появиться национальный парк. По крайней мере, именно такое развитие событий предусматривало правительство РФ, утверждая План мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года. Но парк все еще не создан. Поэтому Карельская региональная общественная природоохранная организация «СПОК» недавно направила письмо министру природных ресурсов и экологии РФ Сергею Донскому и главе Карелии Александру Худилайнену. Удивительно, но, похоже, что невыполнение решения правительства больше беспокоит общественность, чем местных и федеральных чиновников.

По мнению руководителя «СПОК» Александра Марковского, за прошедшее время ни федеральными, ни региональными чиновниками не было предпринято никаких существенных действий по выполнению решения правительства РФ. Материалы Эколого-экономического обоснования создания национального парка «Ладожские шхеры» были предоставлены в Минприроды России, однако эти материалы до сих пор не переданы на государственную экологическую экспертизу, что ставит под сомнение выполнение решений правительства РФ и в 2013 году.

По свидетельству Юлия Добрушина, руководителя центра природоохранного проектирования компании «Росгипролес», ответственного исполнителя по разработке Эколого-экономического обоснования создания национального парка «Ладожские шхеры», все подготовительные работы закончены. «На данный момент работа по созданию обоснования проведена, – заверяет Добрушин. – Оно многократно откорректировано. Проведены общественные слушания в Северном Приладожье, мы учли все замечания, внесли поправки».

Поэтому, видимо, Александр Марковский в своих действиях по созданию национального парка настроен так решительно. «Если федеральные власти будут медлить и дальше, мы обратимся к президенту страны. Если ответ министра будет, но он окажется невразумительным, то мы обратимся в Счетную палату», – предупреждает он.

Казалось бы, благое дело – создание национального парка – выгодно всем. И чем быстрее будет создан национальный парк, тем больше вероятность, что уникальная природа Приладожья сохранится и для будущих поколений. Оказывается, это не так. Свое письмо «СПОК» неслучайно направил на два адреса. В самой Карелии тоже есть силы, тормозящие процесс создания парка. Так заминки на каждом уровне власти приводят к отсутствию положительного результата в целом. «Власти Карелии охотно противодействуют созданию национального парка, – также весьма категоричен в своих обвинениях Алексей Ярошенко, руководитель Лесных программ Гринпис России. – Дело в том, что в Приладожье очень сложная конфигурация земель. Многие земли не поставлены на государственный кадастровый учет, поэтому некоторые чиновники открыто занимаются растаскиванием земель. Они надеются, что после прокладки мимо парка четырехполосной автомагистрали из Санкт-Петербурга цена земель резко возрастет и их можно будет выгодно продать. Это своеобразный бизнес людей, приближенных к районной власти».

Практически согласна с этим заявлением Ирина Петеляева, вице-спикер республиканского парламента. «На территории парка столкнулись интересы бизнеса и конкретных личностей, убеждает она. – Те люди, которые уже выступали за создание парка, уже не работают в Министерстве природопользования (видимо, речь идет о бывшем министре природных ресурсов России Юрии Трутневе. – «Известия»). Мне кажется, что на данный момент вообще никто не знает, что будет дальше. Поручение президента есть, а конкретных исполнителей нет».

В ожидании желтой карточки

Выходит, что региональные власти «корень проблем» видят, но серьезных действий с их стороны пока нет. Хотя недавно в Питкяранте прошел круглый стол по проблемам создания национального парка. Обсуждали, как ускорить процесс? Напротив. Сроки создания национального парка cледует отложить еще года на два и ни в коем случае не принимать непопулярных решений, считают депутаты карельского парламента Сергей Пирожников и Александр Люшин.

Дескать, проект – недоработанный, да и отношение к нему неоднозначное, поэтому пока и тормозим. Действительно, есть в городе Сортавале инициативная группа «против создания парка». Она регулярно проводит митинги, клеймит сограждан – сторонников парка, потрясает результатами два года назад проведенного сбора подписей среди жителей своего города. Между тем еще год назад Конституционный суд РФ коллизию разрешил. На жалобу Совета Сортавальского муниципального района есть Определение КС РФ от 22 марта 2012 года, в котором разъяснено: «Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью…»

То есть, извините, принятие решения по созданию национального парка методом голосования населения не предусмотрено. Грань федеральным законодательством и Уставом муниципального образования описана четко: право выражать свое согласие либо несогласие, необходимость подсчитывать голоса «за» и «против» заканчивается там, где начинается собственность, принадлежащая иному субъекту права. Национальный парк «Ладожские шхеры» создается с использованием федеральной собственности – земель Гослесфонда и участков акватории Ладожского озера. Национальные парки – собственность государственная, поэтому решение об их создании принимается на федеральном уровне.

Бездействие и нерешительность органов государственного управления провоцирует конфликтное противостояние населения, разделившегося на противников и сторонников создания национального парка. Парк должен располагаться на территории трех муниципальных районов, но жесткое противостояние наблюдается только в одном – Сортавальском. «Районная власть преследует личные интересы, – уверен Марковский. – Они накручивают людей, объясняя им, что после создания национального парка якобы нельзя будет ловить рыбу и собирать грибы в лесу. Это суеверия!»

Конечно, мнение местного населения должно обязательно учитываться. Но надо иметь в виду, что далеко не все жители настроены против национального парка. Люди понимают, что создание «Ладожских шхер» должно помочь решению не только природоохранных, но и многих экономических задач. «В нашем районе находятся несколько десятков месторождений. Многие из них разрабатываются без учета нагрузки на окружающую среду и без учета желания местных жителей, – озабочена Лариса Кокко, глава Питкярантского муниципального района. – Мы собрали в поддержку парка подписи, потому что жители активно голосуют за любые изменения, чтобы защититься от влияния промышленников. Поэтому, считаю, единственный способ оградиться от пагубного воздействия на окружающую среду – это создание особо охраняемой природной территории».

Во многих документах правительства Карелии Приладожье именуется как территория интенсивного развития туризма и связанных с ним форм деятельности. Статус национального парка позволит регулировать посещение территории туристами, равномерно распределять антропогенные нагрузки. Это будет способствовать сохранению природы, культурно-исторических объектов, содействовать развитию этой важной (и для многих стран весьма доходной) сферы деятельности, строительству на территориях, приближенных к национальному парку, объектов туристской инфраструктуры. То есть давать импульс развитию бизнеса, созданию новых рабочих мест.

Решения по организации национального парка «Ладожские шхеры» принимались высшими органами государственной власти и первыми лицами нашего государства неоднократно, но все они были последовательно проигнорированы. Напомним события только последних пяти лет. 23 мая 2009 года председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение № 703‑р, согласно которому Ладожские шхеры были включены в перечень государственных заповедников и национальных парков, которые должны были быть созданы в период до 2010 года. 29 октября 2010 года Путин провел совещание по вопросам развития системы особо охраняемых природных территорий. Принято решение, что в стране должны быть созданы 11 новых государственных заповедников и 10 национальных парков, включая «Ладожские шхеры». 22 декабря 2011 года вышло правительственное распоряжение № 2322-р, согласно которому национальный парк «Ладожские шхеры» должен был быть создан в 2012 году. Как уже было отмечено, прошел и этот срок.

В ожидании желтой карточки

В футболе за затяжку времени спортсмена наказывают желтой карточкой. В политике такой практики, к сожалению нет. В Карелии регулярно появляются все новые и новые идеи. При этом складывается впечатление, что их главная задача – тянуть время. Одни «сторонники» национального парка предлагают уменьшить его территорию, другие – наоборот: смотреть на проблему глобальнее. Например, Виктор Степанов, в 90-е годы занимавший первые посты в органах представительной и исполнительной власти Республики Карелия, выдвинул тезис о неконструктивности, мáлости по содержанию, финансовым возможностям и экологическим перспективам самой идеи создания национального парка, охватывающего лишь часть Ладожского озера – его шхеры. «Необходим федеральный закон об охране, защите всего Ладожского озера, а может быть, не только Ладожского, но и озера Онежского», – рисует он масштабы, справедливо предвкушая, что вслед за принятием такого закона из федерального центра может последовать и целевое финансирование.

Подобный пример в России действительно есть: с 1999 года действует Федеральный закон «Об охране озера Байкал», и на развитие прибайкальских территорий и сохранение природных достоинств озера выделяются значительные денежные суммы. Но при этом полезно помнить, что на Байкале создана даже не одна, а несколько особо охраняемых природных территорий, в том числе и в статусе национальных парков, что отнюдь не противодействует, а, наоборот, способствует выполнению природоохранных и иных задач.

Так, может, главный смысл всех предложений и обсуждений – тянуть время, продолжать годами рассматривать и согласовывать. Но создание парка и без того имеет историю почти в четверть века. Еще в далеком 1991 году Советом министров КАССР (Карельской Автономной Советской Социалистической Республики) были определены сроки создания национального парка в Приладожье – 1993–1995 годы. А впервые идея создания нацпарка в Северном Приладожье была сформулирована работниками Карельского научного центра в 1988 году.

Международный интерес

Природная ценность Северного Приладожья такова, что по своим характеристикам оно может быть признано «жемчужиной» не только России, но и Европы. Именно потому, наверное, создание национального парка «Ладожские шхеры» входит в программу международного сотрудничества Северных стран по созданию так называемого «Зеленого пояса Фенноскандии».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир