Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Оверчук заявил о прогрессе в разблокировке транспортных сетей Азербайджана и Армении
Спорт
ПСЖ объявил об уходе футболиста Серхио Рамоса
Мир
В Россию из Парагвая экстрадируют криминального авторитета 90-х годов
Мир
Байден и Фредериксен обсудят в Белом доме подготовку пилотов ВСУ для F-16
Мир
Бортников назвал Украину плацдармом для войны Запада против России
Общество
В России запретили использовать автомобили с шинами не по сезону
Мир
Прототип героя фильма «1+1» Филипп Поццо ди Борго умер в Марракеше
Мир
Белый дом назвал тему принятия Украины в НАТО не первостепенной в повестке
Мир
Россия призвала США возобновить диалог с КНДР
Мир
Лукашенко рассказал о действующем контакте спецслужб СНГ
Мир
Байден намерен подписать законопроект о повышении потолка госдолга США 3 июня
Мир
Сербия будет ждать представителей ЕС и США для обсуждения ситуации в Косово 5 июня

Минобрнауки сократит список специальностей в вузах в пять раз

Сейчас высшая школа позволяет получить более 500 профессий. Из них останется 100
0
Минобрнауки сократит список специальностей в вузах в пять раз
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Денис Медведев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Министерство образования и науки РФ существенно сократит список профессий, которые можно получить в российских вузах. По планам министерства «генеральная уборка» профессий должна пройти в этом году — из более чем 500 специальностей высшего образования останется около 100.

— В официальных классификаторах много профессий, которых уже почти нет или они не востребованы рынком труда из-за узконаправленности. Зато современных нет. Переход со «специализации» на «направления» позволит готовить кадры в более широком диапазоне, — считают в Минобрнауки.

Директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина (участвует в процессе обновления классификаторов) пояснила, что с переходом на двухуровневое образование Россия уйдет от подготовки по специальностям к подготовке по направлениям, как это делается во всем мире.

— Наша система специализации не является гибкой. Речь идет о принципиальной смене концепции, — рассказывает эксперт. — Специальности останутся только в «специалитете» (второй уровень магистратуры). Будущие специалисты и студенты получат не узкую специальность, а подготовку широкого профиля.

Контрольные цифры приема в вузы будут рассчитываться по направлениям, уточнила директор института.

— Классификация должна быть сопряжена с профессиональными стандартами, ведь нельзя забывать, что основной потребитель специалистов — рынок труда, — добавила Абанкина.

Актуальность обновления общероссийских классификаторов связана еще и с тем, что в 2011 году ЮНЕСКО утвердила обновленную версию Международной стандартной классификации в образовании (МСКО). В рамках проекта предполагается гармонизировать российские классификаторы с МСКО.

Реорганизация профессий скажется как на преподавателях, так и на самих учебных заведениях. Придется менять учебные программы, схемы подготовки студентов, корректировать учебные курсы и т.д.

Руководитель Центра образовательных разработок «Школы управления «Сколково» Андрей Баркин подчеркнул, что профессиональные направления и рынок труда сейчас быстро меняются и есть смысл определить список общих направлений, чтобы каждые несколько лет «не переписывать одну и туже бумажку».

— Уже 70 лет существует система международных организаций, которые координируют вузовские программы различных стран, — поясняет Баркин. — Одна из таких организаций — ООН, в которую входит Международная организация труда (высшее образование находится на стыке образования и труда). Система высшего образования становится глобальной, и нужны общие решения, которые подходят большинству стран. Иметь 191 национальный классификатор как-то неразумно.

Директор Института политических исследований, проректор по связям с госорганами и общественными организациями РЭУ имени Плеханова Сергей Марков невысокого мнения о будущих изменениях.

— Эти постоянные изменения и переназывания кажутся не реформами, а имитациями. В Британии, Франции и многих других странах сохраняются названия профессий. Нам также нужно менять в первую очередь содержание учебных материалов и процесса обучения. А эти перетряски структуры, названий и т.д. я считаю контрпродуктивными, — пояснил Марков.

Окончательный и обновленный список — уже направлений, а не специализаций — должен появиться в начале декабря текущего года.

Комментарии
Прямой эфир