Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Болельщика клуба «Аталанта» убили ножом в драке футбольных фанатов в Италии
Мир
Лавров подтвердил готовность РФ помочь в урегулировании между Индией и Пакистаном
Мир
ВС США нанесли удары по захваченным хуситами объектам в Сане
Общество
В архангельских аэропортах Талаги и Васьково ввели временные ограничения на полеты
Мир
Трамп заявил о намерении снизить пошлины на товары из Китая
Спорт
ЦСКА сыграл вничью с «Ахматом» и вышел на третье место в РПЛ
Мир
Пакистан обратится в СБ ООН на фоне растущей эскалации с Индией
Мир
СМИ сообщили о задержании двух человек в связи со взрывом в порту на юге Ирана
Мир
Хуситы заявили о намерении установить полную воздушную блокаду Израиля
Происшествия
ВСУ атаковали храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Белгородской области
Мир
Трамп заявил о просьбах лидеров ЕС позвонить Путину
Мир
В Финляндии утечка водорода нарушила работу энергоблока АЭС
Общество
Для эвакуированных из горящего дома в Москве развернули палатки
Мир
Бразильская полиция предотвратила теракт на концерте Леди Гаги
Мир
ЦАХАЛ назвала причину неудачного перехвата ракеты со стороны Йемена
Общество
В МВД предупредили о мошенниках под видом военной прокуратуры
Мир
Оппозиционер Симион стал лидером в первом туре президентских выборов в Румынии

Симметрия и асимметрия

Журналист Максим Соколов — о главном вопросе, возникающем в связи с публикацией «списка Магнитского»
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сопровождаемый обильной и выспренной риторикой с обеих сторон акт «Справедливость для Сергея Магнитского» в итоге закончился в духе рутинного шпионского скандала времен холодной войны. Американская сторона опубликовала список из 18 (далеко не 60 и уж тем более не 280) душ, российская сторона немедля вслед за этим представила список — и тоже из 18 душ. Баш на баш.

Трудно было и ожидать чего-нибудь другого, поскольку обмен жестами — в том числе и недружелюбными жестами на основе взаимности — относится к азам дипломатической техники. Око за око, а также е2-е4, е7-е5. Наиболее часто закон талиона применялся к утратившим чувство меры разведчикам под посольской крышей. Забывших, что пить можно — попадаться нельзя, вторых секретарей и атташе по культуре объявляли персонами non grata, после чего другая сторона, произнеся все подобающие случаю формулы об ущербе для развития двусторонних отношений, ответственность за который всецело возлагается и т. д., и т. п., выдворяла точно такое же количество секретарей и атташе.

Теоретически это могло привести к раскручиванию спирали — на ответный жест мог последовать новый, еще более резкий, вызывающий, в свою очередь, новый ответный жест и т. д., и так слово за слово можно и до войны доиграться. Но на практике обмен дипломатическими любезностями приводил к гораздо более мирным последствиям. Воевать никому не хотелось, поэтому после обмена ритуальными ругательствами инцидент со шпионами по умолчанию признавался исчерпанным и некоторое время обе стороны вели деятельность, несовместимую с дипломатическим статусом, более аккуратно.

Поскольку и сегодня воевать никому не хочется и даже о разрыве дипломатических отношений никто не думает, перевод «Справедливости для Сергея Магнитского» в обмен жестами на основе взаимности, т. е. полной симметрии, с большой долей вероятности свидетельствует о затухании инцидента. Какое-то количество ритуальных «гав-гав-гав» (впрочем, постепенно затухающих) еще будет произнесено с обеих сторон, но всем, кого это касается, будет понятно, что это не от души, а по дипломатической обязанности. Звучит несколько парадоксально, но симметричные меры на основе взаимности гасят инцидент, в принципе могущий вызвать неприятные последствия, и в этом смысле являются проявлением ума и такта применительно к межгосударственным отношениям.

Покуда «расходились гусаки» из конгресса США и Государственной думы, Смоленская площадь и Госдепартамент США проявили готовность спустить дело на тормозах старым казачьим, т. е. дипломатическим способом. Все-таки владение дипломатической техникой — большое дело.

Но если симметричные меры в очередной раз покажут свою действенность, возникнет вопрос, так ли была велика нужда в мерах асимметричных, т. е. в «законе Димы Яковлева». Министр иностранных дел С.В. Лавров изначально к этим асимметричным мерам отнесся без большого энтузиазма, вероятно, полагая, что когда инцидент можно — давняя дипломатическая традиция тому порукой — исчерпать стандартными мерами на основе взаимности, не стоит прибегать к асимметричным мерам. Тем более — к мерам неоднозначным и вызывающим сильные споры.

Как научал князь Талейран молодых дипломатических сотрудников, Surtout, messieurs, pas trop de zele. «Главное, господа, поменьше усердия».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности