В Германии решили повысить штрафы для «зайцев»
В Германии решили повысить штрафы за безбилетный проезд в общественном транспорте с €40 до €60. Решение об этом принято на совещании министров транспорта федеральных земель. В ближайшие дни это решение должен одобрит федеральный министр транспорта, строительства и городского развития Петер Рамзауэр. Из-за «зайцев» немецкие транспортные компании ежегодно теряют более €250 млн. Для противодействия приходится содержать целую армию контролеров — а это дополнительные расходы, составляющие €100 млн.
Инициативу должны также утвердить бундестаг и бундесрат. В том, что повышение штрафов будет одобрено, сомневаться не приходится.
— Эта мера вынужденная — за последние 10 лет тарифы в Германии не увеличивались ни разу. В то же время расходы на транспорт продолжали расти, — сказал «Известиям» Ларс Вагнер, один из руководителей Союза немецких транспортных компаний (VDV). Это объединение и выступило в конце февраля с данным предложением. Союз, правда, призывал к еще более жестким мерам — увеличению штрафа до €120. При этом обычный билет на проезд стоит в Берлине €2,4, а в других городах — еще дешевле.
По данным VDV, в год по всей Германии совершается около 300 млн нарушений такого рода. И эта цифра обозначает лишь тех безбилетников, кого контролерам удается отловить. В целом же около 3–3,5% немцев, пользующихся городским общественным транспортом, не покупают билет.
Более того, по всей Германии создаются неформальные объединения взаимопомощи «зайцев», которые обмениваются в социальных сетях Twitter и Facebook информацией о появлении на том или ином маршруте контролеров. Такие сообщества уже существуют в Берлине, Гамбурге и Мюнхене.
В России ситуация не лучше. Только в одних электричках безбилетниками, по данным ВЦИОМ, являются более 18% пассажиров — то есть каждый шестой. А в метро за первые три месяца этого года уже отловили 1,7 млн нарушителей.
Главным оправданием такого поступка является дороговизна проезда. Действительно, по данным Росстата, за последние 10 лет проезд в общественном транспорте по России подорожал в среднем в пять раз.
Но речь идет не только о желании «зайцев» сэкономить. Социологи утверждают, что в ряде случаев люди таким образом выражают протест против завышенных цен и политики государства.
— Большинство «зайцев» рассуждают так: раз государство не может мне обеспечить комфортных условий даже чтобы доехать до работы, то и я ему ничего не должен, — говорит исследователь из Лаборатории экономико-социологических исследований Денис Стребков. — Не покупая билет, российский пассажир хочет даже в некотором роде навредить правительству, которое повышает стоимость проезда, но при этом на нем же экономит — дороги такие же плохие, электрички ходят редко.
И в законопослушной Германии, считает эксперт, есть своя прослойка недовольного политикой Берлина населения.
— «Зайцы» в Германии, как и в других благополучных европейских странах — это, прежде всего, иммигранты, чей уровень жизни в разы ниже среднего, — говорит Денис Стребков. — Особенно недовольство растет теперь, когда Берлин помогает миллионами другим странам ЕС, забывая, по их мнению, о собственных гражданах.
Но и обычных немцев вполне может прельстить возможность прокатиться бесплатно. Этому способствует, прежде всего, отсутствие должного контроля со стороны государства, без которого повышение штрафов не даст результата, считает социолог.
В то же время в немецкой истории — во всяком случае, по одной из легенд — есть и другой пример борьбы с этим злом. Якобы в 1939 году Гитлер издал приказ по Берлину — безбилетников расстреливать. Трамваи останавливали, «зайцев» выстраивали в шеренгу и стреляли каждого десятого. Правда, как считает историк-германист Рудольф Колчанов, это всего лишь «страшилка». По его мнению, максимум, что могли сделать с безбилетником — отправить на принудительные работы в исправительный лагерь.
Нынешняя ситуация в Германии не является чем-то из ряда вон выходящим. Так, во Франции «зайцами» в среднем ездят 4% пассажиров метро и 10% пользователей наземного общественного транспорта. А в соседней Бельгии официальная статистика в прошлом году насчитала около 14% безбилетников.