СПЧ требует у Генпрокуратуры отчета за проверки НКО

В президентском Совете по правам человека решили вступиться за некоммерческие организации (НКО): членов СПЧ возмутили начавшиеся в конце марта массовые проверки НКО, которые проводит Генпрокуратура. Представители совета подготовили перечень предложений, в котором содержится настоятельное требование к правоохранительным органам обнародовать результаты ревизий. Документ будет передан представителям Генпрокуратуры на заседании совета 15 апреля, рассказал «Известиям» глава комиссии СПЧ по контролю за правоохранительными органами Кирилл Кабанов.
— Давайте делать эти проверки прозрачными. Если нарушения действительно есть, их надо публиковать, чтобы снять эту напряженность, связанную с проверками, — уверен общественник. — Во время проверки питерского отделения нашей организации у бухгалтера чуть ли не сердечный приступ случился.
Массовые проверки НКО начались в конце марта из-за скандального закона об иностранных агентах, согласно которому получающие финансирование из-за рубежа организации могут подвергаться тщательным проверкам. По информации руководителя правозащитной ассоциации «Агора» Павла Чикова,
на данный момент прокуратура проверила более 200 организаций из 50
регионов страны. Эти ревизии вызвали панику
среди общественных деятелей, которые восприняли действия
властей как попытку давления на НКО.
Член СПЧ Сергей Кривенко настаивает на том, что Генпрокуратура должна обосновывать проведение проверок.
— В законе, регламентирующем действия Генпрокуратуры, есть указание, что ревизия должна носить обоснованный характер и основываться либо на доносе, либо на заявлении, либо на каких-то подозрениях. Однако во время массовых проверок не было дано никакого объяснения, — рассказал Кривенко.
Он напомнил, что за последние годы не было случаев возбуждения уголовных дел против руководителей НКО за экстремизм или шпионаж. Так что явного повода для проверок организаций по всей стране Кривенко не видит и считает происходящее «политическим заказом».
В некоммерческих организациях поддержке президентского совета рады.
Исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова подчеркивает, что своими действиями в отношении НКО прокуратура нарушает требования закона.
— Эти проверки незаконны. Прокуратура без предупреждения может проверять только государственные структуры. Пугает массовость проверок и то, как они проводятся. Это массовая дискриминация тех НКО, которые получают иностранное финансирование, — считает она.
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сомневается, что Генпрокуратура прислушается к мнению правозащитников и выполнит их просьбы.
— Это предложение действовать по закону. Однако наши органы власти зачастую сами являются правонарушителями, так что предсказать, удастся ли вернуть деятельность Генпрокуратуры в рамки законодательства, сложно, — считает она.
Член думского комитета по бюджету и налогам Евгений Федоров настаивает, что просьба сделать публичными отчеты о нарушениях, выявленных в ходе проверок НКО, — это попытка общественников отвлечь внимание граждан от сути работы таких организаций.
— Им выгодно, чтобы все обсуждали мелкие правонарушения: неправильно составленный отчет, перепутанные цифры в документе. При этом никто ведь не собирается их наказывать за это! В общество должна поступать информация о самой деятельности НКО, на что они тратят гранты, — рассуждает депутат.
Владимир Путин во время встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель успокаивал общественников, заявив, что все действия связаны «не с закрытием и с
запретом, а с постановкой под контроль финансовых потоков, которые идут
в российские неправительственные организации, занимающиеся
внутриполитической деятельностью, и эти деньги идут из-за границы».