Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Вышел в свет роман о жизни битников в Париже

«Бит Отель» — не просто документальная книга, но свидетельство эпохи из первых рук
0
Вышел в свет роман о жизни битников в Париже
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Книга Барри Майлза «Бит Отель» посвящена дому № 9 по улице Рю де Кер, на вывеске которого значилось просто «Отель» и который только потом получил приставку «Бит», сделавшую его не менее знаменитым, чем нью-йоркский «Челси». 

Здесь жили Аллен Гинзберг, Грегори Корсо, Питер Орловски; здесь Уильям Берроуз дописывал «Голый завтрак», Брайон Гайсин совершенствовал изобретенный еще дадаистом Тцара метод «нарезки» (литературная техника: некий текст в случайном порядке разрезается и перемешивается для создания нового произведения), здесь все они встречались с героями предшествующего поколения — Луи Селином и Ман Рэем. 

В общем, здесь билось послевоенное сердце самого горячего и нового, что тогда было в литературе. И об этом, собственно, весь этот документальный роман и рассказывает: спокойно и дотошно, серьезно и досконально.

Тут, конечно, важна фигура автора. Майлз — опытный писатель и журналист, составитель литературных антологий и галерист, летописец контркультуры, издатель легендарной газеты International Times, автор книг о Поле Маккартни, контркультурной истории Лондона. 

Для него все эти истории — не просто чья-то чужая жизнь. Он был знаком практически со всеми их фигурантами, со многими дружил, с некоторыми сотрудничал, и потому ему можно доверять. 

Добавим, что и авторская интонация, вполне достойно переданная в переводе, этому весьма способствует: Майлз почти беспристрастен, иногда ироничен, но никогда не тенденциозен, при этом его книга не страдает излишней отстраненностью и сухостью. 

Ему удается сохранить баланс между страстью рассказчика историй, свидетелем которых он был, и масштабом летописца эпохи, которая неплохо изучена на Западе, но которую мы при всей ее неоспоримой значимости, увы, так мало знаем.

А ведь вплоть до какого-то момента все главное в мировой культуре происходило в Париже. Не столько на уровне каких-то событий, нет — на уровне повседневной жизни. Даром, что ли, посещающие французскую столицу до сих пор идут в кафе «Куполь» — вот там, значит, сидел Хэм, а вот тут Джойс на него смотрел близоруко, а вот мимо этого окна проходил Кроули — и вправду, кажется, что сквозь нынешнюю парижскую сутолоку проглядывают все эти персонажи межвоенного культурного слоя. 

Тут, конечно, спасибо поздним мифологизаторам и интерпретаторам — и в художественной, и в документальной форме деятельность «потерянного поколения» отражена досконально, вплоть до появления в фильме «Модернисты» сильно нетрезвого Хэмингуэя, разговаривающего цитатами из собственных произведений.

Другая, послевоенная волна американских «потерянных» в СССР и России приживалась куда труднее, даром что название для них — «битники» — журналист газеты The San Francisco Chronicle Герб Каэн придумал по аналогии с русским словом «спутник».

Хотя во время своих многочисленных зарубежных поездок Евгений Евтушенко приятельствовал и не раз выступал вместе с Алленом Гинзбергом (однажды даже в сопровождении группы Grateful Dead!), битники не становились у нас своими.

Возможно от того, что творчество их было связано с употреблением разного рода веществ, что главная бит-книга — роман Джека Керуака «В дороге» — была посвящена бесцельным, на первый взгляд, путешествиям по Америке в поиске невесть чего, что, в общем, были они по любым, что нашим, что американским меркам, типами асоциальными, а такие автоматически становятся врагами государства.

И потому пришли они к нам поздно, с перестройкой, робкими обрывками текстов, затем книгами, все более монументальными. Теперь черед дошел и до нон-фикшна о битниках. Вернее, об их парижском периоде жизни.

Барри Майлз. «Бит Отель: Гинзберг, Берроуз и Корсо в Париже, 1957–1963». Перевод с английского Анастасии Алексеевой под редакцией Алекса Керви. М., «Альпина нон-фикшн», 2013.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир