Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Общество
Эксперт предупредил россиян об опасности электронных новогодних открыток
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Мир
Глава «Укрэнерго» назвал сроки для восстановления энергосистемы
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Общество
Телеканал «Москва 24» уволил редактора за слова о подавшем сигнал бедствия борте
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
СМИ сообщили о гибели 18 мигрантов при крушении лодки у греческого острова Крит
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Ханс ван Манен: «За будущее балета не надо волноваться. Он — живучий»

Знаменитый хореограф — о том, что ждет великое искусство танца
0
Ханс ван Манен: «За будущее балета не надо волноваться. Он — живучий»
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Dance Open/Erwin Olaf
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С 18 по 22 апреля в Санкт-Петербурге пройдет XII Международный фестиваль балета Dance Open. В составе жюри форума — знаменитый голландский хореограф Ханс ван Манен. В преддверии фестиваля корреспондент «Известий» позвонила маэстро в Амстердам. 

— Что привлекло вас в проекте Dance Open?

— Это прекрасная возможность снова приехать в Санкт-Петербург, где работает одна из лучших балетных трупп — труппа Мариинского театра, с которой мне уже доводилось работать вместе с Ульяной Лопаткиной. Я еще не знаю, что там будет, поскольку еду на Dance Open в первый раз. Но, говорят, фестиваль интересный, и выступления проходят на должном уровне. Я был свободен в эти даты и с удовольствием принял приглашение. Посмотрим, что будет происходить, когда я буду уже на месте.

— Ваши балеты почти не представлены в репертуаре русских театров. Почему?

— Но несколько раз они все-таки шли. С Ульяной Лопаткиной мы представили в Москве два вечера вместе с Национальным балетом Нидерландов. А самое первое выступление было в Санкт-Петербурге. Русские театры только начали открывать мои балеты. Как знать, может, в будущем в России покажут еще что-нибудь, ведь у меня больше 50 балетов, огромный репертуар. Мне очень нравится Россия. Это прекрасная собственная традиция на протяжении многих лет. Русские — фантастические танцовщики, так что поработать у вас было бы прекрасно. Кстати, в мае я приеду еще раз, только теперь в Москву. Я номинирован на премию «Бенуа де ла Данс» за последний балет «Пять танго». Не знаю, выиграю ли я, номинация еще ни о чем не говорит. Но это отличный шанс снова увидеть мой балет в Москве — нас пригласили вместе с Национальным балетом Нидерландов.

— У вас есть любимое творение?

— Мой фаворит — Баланчин. Он — лучший. А из моих работ у меня нет любимых. Я знаю, какие балеты пользуются наибольшей популярностью, но предпочитаю никогда не задумываться, почему. Например, люди больше всего любят «Адажио Хаммерклавир» и «Большое трио». Но у меня нет любимчиков, я люблю не результат, а свою работу. Иметь любимые детища очень опасно, можно навсегда застопориться в одном направлении и перестать развиваться.

— Все танцовщики беспрестанно говорят о вашей музыкальности...

— Я действительно очень музыкален. Я не умею читать ноты, не знаю нотную грамоту, но музыканты говорят, что у меня прекрасный слух. Мне повезло. Музыкальность в хореографии очень важна. Я не классик, но основа моего стиля — классическая. В Голландии балет стал развиваться уже после войны, и поэтому мы поддались сильному влиянию других стран, в том числе Америки. Но то, как я использую классическую основу, — само по себе что-то новое. Я очень люблю пуанты, это моя любимая техника. Хотя, конечно, использую и много современных элементов.

— Танцовщиков вы как-то специально выбираете?

— Конечно. Для меня очень важной является талия танцовщика. И я большое внимание уделяю разнообразным осям и балансу.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Я думаю над арфовым балетом. Хочу поставить балет на цикл арфовой музыки. При этом арфист будет располагаться прямо на сцене. Квартет на сцене у меня уже был, но вот арфист — никогда. Но самое важное на сцене — это человеческие отношения. Мои балеты никогда не абстрактны до конца. Нет ничего хуже на сцене танцовщиков, которые прекрасно выполняют все па или даже лучше, чем прекрасно, но не испытывают эмоций. Я хочу видеть на сцене людей, а не роботов.

— К слову, о людях. Говорят, у вас в Национальном балете Нидерландов есть муза, Игон де Йонг?

— Да, это моя любимица на данный момент, я ее обожаю. У меня было много муз в жизни, все-таки мне уже 81 год. Женщины, например, жена Иржи Килиана Сабина Купферберг, иногда женатые пары — мне нравится с ними работать.

— Вы слышали насчет чудовищного происшествия в Большом театре?

— Конечно, эти вести быстро разлетелись по всему миру. Это чудовищно, и я никогда прежде не слышал ни о чем подобном. Я не знаю, что там на самом деле произошло, у нас небольшой информационный поток. Но, мне кажется, больше такого не будет. И я с удовольствием приеду в Россию, я люблю эту страну.

— Говорят, вы активно боретесь за свободу однополых отношений.

— Это правда. Я женат на мужчине уже 41 год. У нас прекрасные, длительные отношения. Я не боюсь об этом говорить.

— Вы знаете, что в Санкт-Петербурге действует закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних?

— Меня это не заботит. Скорее волноваться стоит вам. Вы сейчас это напишете, это сочтут пропагандой и дадут вам год тюрьмы. Я же никогда не воспринимал это как пропаганду или что-то особенное. Для меня это естественно.

— Отчасти вы создали историю мирового балета. Что ждет нас дальше?

— Насчет будущего не надо волноваться. Всегда будут новые люди, способные на фантастические свершения. Надо быть уверенным лишь в том, что мы всегда будем находить, чем поражаться. Я не боюсь будущего. Если я в какой-то момент остановлюсь, а это когда-нибудь наступит, появятся новые талантливые хореографы. Всегда. Так было уже в прошлом — там было множество потрясающих мастеров. Один Баланчин чего стоит. В будущем они тоже будут, я абсолютно уверен. Множество людей предпочитают танец другим видам искусства, несмотря на то что на Западе балет пока еще немного дискриминирован. В Голландии газеты много пишут о театре, об опере, музыке и чуть-чуть о балете. Но и это не страшно: балет невероятно живуч. Ханс ван Манен: «За будущее балета не надо волноваться. Он — живучий»

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир