Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Потому что — Родина

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров — о том, почему госслужащие высокого ранга должны стать «невыездными»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Не так давно Владимир Путин внес в Государственную думу проект закона о запрете отдельным категориям должностных лиц открывать и иметь счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов. Решение — правильное, справедливое, а с учетом наглядных уроков кипрского кризиса и вполне своевременное и прагматичное.

Однако я хочу поговорить с читателями «Известий» не о материальных активах, а о более ценных — духовных, и вынести на их суд соображения о необходимости ни много ни мало запрета на выезд за границу определенного контингента должностных лиц.

Вздрагивать не нужно: речь совсем не о том, чтобы снова опустить «железный занавес» между Россией и остальным миром и запретить всем гражданам нашей страны жить за границей или выезжать на отдых, учебу или работу. Речь идет лишь о тех, кто выбрал жизненной миссией служение Отечеству, — о государственных служащих высокого ранга.

Смерть Бориса Березовского оставила много загадок. Все говорят о покаянном письме, которое он направил президенту России. Меня же больше волнует, остались ли после внезапной смерти в сейфах олигарха бумаги, которые могли хранить государственные тайны. Это не праздный интерес: Березовский, как известно, в середине 1990-х занимал пост заместителя секретаря Совета безопасности страны. И нам с вами остается лишь сожалеть, гадая, какие тайны могли попасть в руки коронеров, а через них в распоряжение британских спецслужб.

Или взять бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Не спорю, каждый волен сам выбирать место, где встретить старость: в графстве Суррей, на Валдае или в Аргунском ущелье. Стремительное десантирование градоначальника на заранее подготовленный в Альпах запасной аэродром рождает вопросы опять же нематериального свойства: а не вывез ли он вместе с «трудовыми сбережениями» и государственные тайны? 

Из той же категории чиновников и бывший министр обороны. Экс-министр проходит лишь в качестве свидетеля, слава богу, в деле о хищениях в «Оборонсервисе», ему нет резона бежать, как Березовскому или Лужкову. А если на него вдруг падет подозрение в соучастии и он примкнет к волне обеспеченных «диссидентов» — тогда как быть? Как быть в том числе и с «ядерными кодами»?

Не менее важные государственные должности занимали в различное время М.С. Горбачев, М.М. Касьянов, Б.Е. Немцов, А.Л. Кудрин. Все они мало того что без каких-либо ограничений постоянно выезжают за рубеж, но и выступают там от имени страны. Иногда даже стыдно становится от новомодных размышлений отдельных из них в старомодных стилях Киссинджеров или Бжезинских. В качестве примера можно вспомнить недавнее участие бывшего премьер-министра РФ Михаила Касьянова в конференции с весьма вольным названием «США — ЕС — Россия после репрессий Путина», организованной в американском конгрессе не самыми, мягко говоря, преданными друзьями России типа Freedom House и Foreign Policy Initiative.

Я просто убежден, что интересы национальной безопасности России диктуют насущную необходимость ограничения подобных «гастролей» экс-руководителей столь высокого ранга. Если не запрета вообще. И потому предлагаю на суд руководства страны, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и всего общества идею введения моратория на выезд за рубеж на определенный срок государственных чиновников высокого ранга, которые имели или имеют доступ к секретной информации стратегического значения. В Советском Союзе тоже были такие ограничения, и вполне оправданные; был даже такой термин «невыездные». «Невозвращенцы», кстати, тоже были.

Понимаю, что это вызывает массу вопросов, и прежде всего у правозащитников. Никто не оспаривает права граждан на свободное передвижение. Хотя в скобках замечу, что для меня, например, есть вещи важнее прав отдельного человека — это интересы государства. С другой стороны, никто не неволит: не хотите подобных ограничений, не выбирайте судьбу государственного служащего. Почему командир атомной подводной лодки или, скажем, офицер внешней разведки, обладающие сверхсекретной информацией о том, как устроена система безопасности страны, и понимающие, на что идут, выбирая специальность, могут быть ограничены в правах на выезд, а бывший мэр Москвы, владеющий данными обо всех подземных и надземных стратегических системах столицы, вправе помахать нам спокойно ручкой и просить вид на жительство в стране, спецслужбы которой дорого заплатили бы за информацию с его «диска памяти»?

Не говорю уже о том, что это само по себе постыдно. Припомните хотя бы один случай, чтобы, например, мэр Нью-Йорка, Парижа или Лондона искал убежища за пределами своих стран. Будь ты трижды в оппозиции к действующей власти, справедливо или несправедливо она с тобой обошлась, а рамки приличия, в том числе и политического, надо соблюдать.

Конкуренция за право жить лучше и за право жить вообще идет со времен сотворения мира. Она никогда не прерывалась, никогда не закончится. К сожалению, современная лексика выдавила из себя для отдельных экс-политиков такие понятия, как Честь, Долг, Родина, Отечество, Патриотизм. И всё же мы должны понимать, что безопасность России — это не только армия и флот, это духовная категория и приоритет над всеми и вся. Без каких-либо уточнений и оговорок. Иначе не может быть, и не должно. Потому что — Родина.

Комментарии
Прямой эфир