Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Письмо про Пелевина

Писатель Вадим Левенталь — о романе «Бэтман Аполло»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Душа моя, ты улетела за день до выхода нового Пелевина, не успела захватить его с собой и теперь спрашиваешь меня, как он. Знаешь, когда человеку выпадает такое несчастье и к его си-ви намертво прилипает строчка «литературный критик», ему приходится «встраивать в контекст», оценивать и, главное, решать, попадет ли книга в школьную программу по литературе. Это что-то вроде коленца, которое деревенский дурачок раз выучился делать, и теперь всем заезжим этого дурачка показывают: слыхали, мол, Ванька у нас умеет ушами двигать, ну-ка, Ванька, продемонстрируй.

Я знаю, душа моя, что ты разрешишь мне в частном письме этого не делать. Новый Пелевин — сиквел «Ампир V»: полюбившиеся многочисленным читателям герои отправляются на поиски новых приключений. Гера стала новой инкарнацией главной в России вампирихи — эдакой смотрящей по району. Рама теперь ее любовник, и его должность называется Кавалер Ночи. Нашим с тобой любимым занятием они занимаются, понятно, не в реальности, где от Геры осталась одна голова (хотя в самом начале романа есть и такой вариант), а в Лимбо. Это вроде как загробный мир с элементами виртуальной реальности, причем Раме, чтобы научиться выходить в Лимбо, приходится пройти курс обучения в замке Дракулы. На этих курсах он знакомится с Софи (Премудрость Божья, Соловьев, Л.Д. Менделеева — ну, ты помнишь) и влюбляется в нее.

В «Бэтман Аполло» много платоновских диалогов, как обычно, и как обычно, пересказывать их бессмысленно, потому что имеет смысл пересказывать лишь в том случае, если ты можешь сказать короче и точнее. Про Россию и про Запад, про протесты-2012 (которые оказались нужны вампирам, потому что слишком много людей стали забивать на необходимость давать простые ответы на простые вопросы типа кто здесь власть? - мы с тобой, хоть и тоже очаровались, но быстро всё же поняли, что к чему, и без Пелевина), про триаду новости-кино-игры, ну и так далее. Шуточки про Pussy Riot, про Сорокина и даже про Андрея Тургенева. Но это всё, конечно, к слову.

Главное, что узнает Рама, — это что вампиры не то чтобы верхушка эволюции и пищевой цепочки, а просто надсмотрщики за людьми, при этом хоть люди и гребут, а вампиры щелкают плетьми, сидят они вместе на одной и той же галере. Это такая машина страдания, в которой страдания замаскированы даже под удовольствия. Кому всё это нужно и зачем — вопрос бессмысленный, потому что страдание закончится только в том случае, если перестать задавать вопросы.

Рома знакомится с главным надсмотрщиком, его-то и зовут Бэтман Аполло. То есть бэтман — это его титул (он ­— единственное из воплощений Иштар с мужской головой), а Аполло — имя. Бэтман Аполло плавает в океане на суперавианосце и уверяет, что хочет спасти человечество — минимизировать, то есть, страдания. Если раньше люди страдали от войн и деспотии, то теперь они будут сидеть, уставившись в свои гаджеты, и страдать, так сказать, культурно и политкорректно.

При этом по факту Аполло выдумывает один за другим способы скрыть и от людей, и от вампиров путь к полному избавлению от страдания. Путь, который когда-то нашел Дракула и на глазах у Рамы повторяет еще один персонаж. Ты его знаешь — это отказ от собственного «я»; нам с тобой, душа моя, когда-то на долю секунды удавалось это.

Софи, в которую Рама влюбился, — что-то вроде контры, она пытается этот путь найти и открыть его для всех. Тут начинает проклевываться такой, знаешь, партизанский сюжет про команду отважных красавцев, которые на стеклянном флиппере борются с Матрицей и, прежде чем перерубить шею главному монстру, говорят друг другу «я люблю тебя», но Пелевин, ты же знаешь, не сказочник, а самый настоящий реалист. Мне больно писать тебе это: даже не потому что спойлер, а потому что я лишу тебя удовольствия обмануться прелестной историей любви — Софи оказывается тоже Бэтманом Аполло, его, так сказать, гомункулом.

То есть технологии, заставляющие людей продолжать грести веслами, дошли до такой степени совершенства, что мгновенно вбирают в себя любую попытку себе противостоять и ставят ее в себя как просто еще одно колесико. И это так грустно, так грустно, душа моя, что последнюю сцену, где Рома идет по заснеженной Москве в костюме журавля, невозможно читать без слез.

И всё же это светлая грусть — Рома взлетает, парит над Москвой, и почему-то возникает уверенность, что он, как и А Хули, с галеры сбежит. Только, похоже, это можно сделать только одному, совсем-совсем одному, душа моя.

Комментарии
Прямой эфир