Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Великая мартовская вампирская революция по Пелевину

Вышел новый роман самого невидимого писателя
0
Великая мартовская вампирская революция по Пелевину
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Из всех рекламных слоганов, которыми сопровождался выход новой книги Виктора Пелевина, самым интригующим оказалось словосочетание «гинекология протеста». То, что в романе будут «загадки сознания», «любовь, которая сильнее смерти» и политические каламбуры, было понятно и так. А вот обещание, что разговор пойдет о «протесте», не могло не вызвать читательского любопытства.

Автор 500-страничного романа разумно припрятал этот разговор ближе к середине. А чтобы до него добраться, нужно пройти еще один долгий путь «посвящения». «Бэтман Аполло» —  это продолжение романа 2006 года «Ампир В». То было 400-страничное превращение молодого человека Ромы в вампира Раму. Теперь же Рама становится избранником высшего существа по имени Бэтман Аполло. Вместе они становятся «несогласными» вампирского мира и готовят революцию.

Но Бэтман появляется в романе очень нескоро. Вся первая часть отдана под описания мира бесконечного цинизма. Придуманный Пелевиным мир вампиров со времен 2006 года еще крепче сросся с российской действительностью. Их первая правительница Иштар с говорящим отчеством «Борисовна» сменилась новой, более свежей версией по имени «Гера Владимировна».

Напоследок «Борисовна» устраивает скандальное жертвоприношение: прислуживавшие ей десятилетиями «халдейские деятели искусств» должны прямо с выгодного корпоратива отправиться на тот свет. «Борисовне» хочется, чтобы они развлекали ее всегда, и сатирики, и тот «в шортах» — тоже.

Жутковатая сцена сопровождается пародией на песню «Позови меня с собой» —  и эта привязчивая мелодия не оставляет читателя до самого конца романа, пока в памяти намертво не закрепится дурашливая, как обычно у Пелевина, цитата: «Му sister, do you still recall, как Ельцин бился мордой в пол…».   

Нынешняя Гера занята проблемами, о которых в прошлом романе еще и слухом не слыхивали. Управляемые вампирами «халдеи», то есть «дорогие россияне», перестали почитать два главных жизненных принципа —  «гламур и дискурс». Для состоятельных граждан вампиры давно придумали дорогостоящую и довольно унизительную процедуру приобщения к вечной жизни. А все остальные должны почитать гламур с дискурсом. Тогда все будут страдать, а значит,  и питать вампирский мирок.

Старую концепцию нужно менять:     в мозговой атаке принимает участие и главный герой, Рама, которого отправили на курсы повышения вампирской квалификации. Так как халдеи начали догадываться, что кроме ответов «да» и «нет» существует третий вариант —  «идите на х…», то и вампиры изобретают еще одну точку опоры. Так они, вместе с начальником дискурса Калдавашкиным, придумывают «протест»: «Моральное негодование  —  это техника, с помощью которой можно наполнить любого идиота чувством собственного достоинства».

Дальше следуют еще какие-то банальности вроде «вводить не танки, а, наоборот, студентов». Но автор, согласившийся на рекламу про «гинекологию протеста», на самом деле прекрасно понимает, что ничего оригинального о протестном движении ему сказать не удастся. Потому что движение — разнородное и требует гораздо более серьезного изучения. А вот литературной трактовки, как ни странно, не требует: протест сам пишет о себе тексты, сам выбирает жанры.

Так что, ограничившись еще парой шуток про представителей «креативного класса», которые «качают в торрентах и срут в комментах»,   писатель вновь возвращается к избитому вампирскому сюжету. «Только не думай, что это будут какие-то мрачные тайны. Мой рассказ может даже показаться тебе скучным. Но правильное управление этим миром — это очень скучный труд», —  предупреждает Бэтман. 

В отличие от гораздо более динамичного романа S.N.U.F.F. «Бэтман Аполло» —  именно «скучный рассказ». Здесь тоже происходят битвы —    между вампирами и халдеями, между мужчиной и женщиной. Но автора явно тянет учительствовать, а не рассказывать. Он размеренно и долго, словно какой-то древний печальный вампир, объясняет молодому поколению, как жить в мире «гламура, дискурса и протеста». Причем делает это не из человеколюбия, а потому, что русская жизнь генерирует слишком много страдания  —  это надоело уже и ангелам, и демонам. Правила простые: не слишком засиживаться в интернете (у вампиров новейшие технологии называются «некронавигаторами») и «не инвестировать в чужой бизнес никаких эмоций вообще».       

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир