Олег Табаков вручил награды имени себя
Международный день театра Олег Павлович Табаков отметил двумя акциями: в очередной раз вручил премии собственного имени и презентовал свою новую книгу «Моя настоящая жизнь». Поскольку тесный подвал на Чаплыгина оказался мал для всех гостей и телекамер, мероприятие провели в портретном фойе МХТ имени Чехова.
Выйдя к журналистам, Олег Табаков вспомнил, как 35 лет назад с пьесы Казанцева «И с весной я вернусь к тебе» началась история «Табакерки», как театр выживал вопреки недоброй воле властей и как 15 лет спустя, заработав немного денег, основал собственный фонд и премию. В этом году ее лауреатами стали как заслуженные мастера, так и начинающие артисты.
Сергей Безруков получил премию «за верную службу подвалу на протяжении 20 лет». Виталий Егоров — за педагогический дебют: создание спектакля «Пастух и пастушка» в Школе Олега Табакова. Кирилл Серебренников и художник Николай Симонов — «за создание действа, воскрешающего дух эпохи Станиславского», то есть за юбилейный вечер «Вне системы».
Анатолия Смелянского отметили «за пропаганду наследия Художественного театра» в цикле телепередач о Станиславском «После моей жизни в искусстве». За нашумевший спектакль МХТ «Идеальный муж. Комедия» премии получили режиссер Константин Богомолов и почти весь актерский ансамбль с формулировкой «за умение объединяться вокруг идеи и бесстрашно идти до конца».
Также премиями были отмечены художница Лариса Ломакина, актеры Павел Ильин и Алена Лаптева, а также дебютировавший на сцене МХТ в спектакле «Год, когда я не родился» сын Олега Табакова Павел.
Роза Хайруллина, Юлия Чебакова и режиссер Дмитрий Брусникин были награждены за восстановление спектакля «Он в Аргентине», который был закрыт вскоре после премьеры из-за трагической гибели Марины Голуб, игравшей одну из ролей. Сама актриса тоже была отмечена премией посмертно. Зал аплодировал ее памяти стоя.
Получила награду и автор злополучной пьесы — Людмила Петрушевская, приехавшая на церемонию, как всегда, в фантастической шляпе. Писательница отметила, что это уже восьмая постановка ее пьес в Художественном театре и она надеется, что не последняя.
На вопрос «Известий», по какому принципу он выбирает лауреатов, Олег Табаков ответил:
— По таланту. Кого не могу не наградить — того и награждаю. Если могу, попридержу про запас. Но это, конечно, не награда за выслугу лет – у нас в этом году в лауреатах много молодых: и Алена Лаптева, и Даша Мороз. Но я хочу, чтобы вы поняли: мы распределяем не бюджетные деньги, а только то, что заработали сами. Просто мы умеем работать.
После вручения наград перешли к презентации нового двухтомника Олега Табакова. Автобиография «Моя настоящая жизнь», вышедшая в 2000 году, в новом издании дополнена воспоминаниями о последних двенадцати годах в Художественном театре.
В своей книге Табаков рассказывает о детстве в Саратове, о том, как в юности спекулировал книгами, а на первый гонорар купил коробку презервативов, о том, как на закрытом показе «Семнадцати мгновений весны» к нему подошел Андропов и сказал: «Олег, так играть фашистского генерала безнравственно». Ну и, конечно, о «Современнике», о создании «Табакерки» и новой жизни МХТ.
По отзывам Анатолия Смелянского, первым прочитавшего новые главы, о своих бывших студентах Табаков говорит как о родных детях, а об артистах МХТ — как о приемных сиротах. Он признался, что как литератор со стажем сначала пытался править местами неловкий слог Табакова, который, как и Станиславский, надиктовывал книгу с голоса, где-то смягчить его бахвальство, но понял, что это бессмысленно.
— В этом весь Табаков. Он всегда хвалится и всегда сохраняет собственное лицо, — сказал ректор Школы-студии МХАТ. — Но главное, в своей книге он опровергает концепцию, что миром правит г...., поэтому можно даже не стараться что-то исправить. Несмотря на то что Табаков когда-то блестяще сыграл Обломова, он по характеру, конечно, Штольц. Он всегда в работе, он верит, что может в этом мире что-то изменить к лучшему, и делает это.