Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД КНДР назвало Зеленского звездой в написанном США сценарии
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации четвертого БПЛА над регионом
Общество
В Москве заметили захваченную в боях с ВСУ трофейную технику
Мир
Минфин США ввел санкции против двух компаний и четырех физлиц из Ирана
Наука и техника
В России построят научные мегаустановки на экспорт
Здоровье
Врач рассказала об опасных для пенсионеров заболеваниях
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Общество
Глава минздрава Крыма заявил о готовности уйти в отставку в случае нехватки лекарств
Культура
Актер Александр Лойе рассказал о съемках в Перми сериала «Операция «Карпаты»
Армия
Военные ВКС РФ нанесли удар по позициям ВСУ в окрестностях Часова Яра
Общество
Синоптики пообещали москвичам сухую погоду и до +16 градусов в среду
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили позиции ВСУ на купянском направлении
Общество
Стали известны подробности дела задержанного замглавы Минобороны России
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
Метеорологи назвали сроки потепления в Москве и Санкт-Петербурге
Мир
Постпред Ульянов раскритиковал заявление Столтенберга о соседстве с Россией

МВД закупает автозаки с биотуалетами на полмиллиарда рублей

После отмены решения о передаче функций по конвоированию во ФСИН полиция заказала большую партию специальных машин для перевозки задержанных и арестантов
0
МВД закупает автозаки с биотуалетами на полмиллиарда рублей
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

МВД объявило тендер на поставку более 250 специальных автомобилей для перевозки задержанных и арестованных, которые стали широко известны после последних оппозиционных митингов в Москве. Свыше трети машин будут более комфортными, чем прежде. В частности, в них предусмотрено наличие биотуалетов. 

Общая сумма, которую готово сразу потратить МВД на обновление своего парка автозаков, — почти 520 млн рублей. Как следует из технической документации к тендеру, планируется закупить три вида «транспортных средств для перевозки лиц, заключенных под стражу, находящихся под стражей, задержанных (осужденных, обвиняемых в совершении преступлений)». Больше всего МВД заинтересовано в «воронках» на шасси «автобусов особо малого класса и малотоннажных фургонов». Судя по всему, речь идет о фургонах типа «Газель» или их аналогах, которых закупят сразу 153 штуки. Вместимость такого автомобиля должна составлять не менее 12 человек: четыре заключенных в общей камере, трое — в одиночных, а также до пяти человек конвоя.

Второй вариант автозака (73 штуки) будет уже на основе небольшого грузовика грузоподъемностью до 4 т. В нем имеется только одна одиночная камера. В общих камерах могут поместиться до 18 человек. Конвой состоит из четырех человек: водителя в кабине и трех охранников непосредственно в конвойном помещении внутри салона. Отдельно в комплектации прописано наличие биотуалета. Такая же новинка предусмотрена и в самом большом автозаке. Количество задержанных в таких машинах увеличивается до 27 человек. Именно эти автозаки использовались для перевозки задержанных активистов во время прошлогодних и недавних оппозиционных митингов в Москве.

Для конвоя предусмотрены полумягкие сидения, в то время как для спецконтингента — «жесткие сидения со спинками». О кондиционерах речи даже не идет, но в помещениях конвоя должны иметься жидкостные или дизельные отопители. Система вентиляции также довольно простая — «осуществляется через окно входной двери, аварийно-вентиляционный люк и — принудительная — через приточно-вытяжной вентилятор».

Все автомобили должны быть поставлены в МВД до октября этого года.

Известный правозащитник, глава столичной ОНК Валерий Борщев заявил «Известиям», что в параметрах автозаков представители МВД не указали один весьма важный аспект — размеры камер.

— По международным стандартам, которых мы должны придерживаться, на одного человека должно приходится около 1,5 кв. м, а у нас не доходит и до 0,5 кв. м, — говорит правозащитник.

Он особо отметил, что заключенные не один раз жаловались в ЕСПЧ на невыносимые условия перевозок в автозаке, которые сродни пыткам, и выигрывали.

— Были решения ЕСПЧ как по России, так и по Украине и Латвии, но пока ничего не поменялось, — поясняет Валерий Борщев. — У ФСИН мы находим понимание необходимости изменений, но с МВД диалог именно по этому вопросу пока не получается.

Любопытно, что контракт на покупку автозаков явно был подготовлен достаточно давно. На аукционных документах еще стоит фамилия замначальника управления организации материально-технического обеспечения департамента тыла МВД Сергея Горелика. Между тем, как сообщали «Известия», некоторое время назад он был освобожден от должности после скандала с закупкой программного обеспечения для информатизации МВД по завышенным ценам. Многие контракты, подготовленные еще при прежнем министре Рашиде Нургалиеве, заключены так и не были, а другие подверглись серьезной ревизии.

В МВД «Известиям» пояснили, что заказ на автозаки — плановый.

— Закупка специальных автомобилей производится в целях модернизации и замены автопарка, в связи со списанием старых машин, — заявили «Известиям» в пресс-центре МВД.

Закупка автозаков стояла особняком среди остальных тендеров. Дело в том, что в ходе реформы МВД планировало избавиться от ряда «несвойственных функций». В их числе назывались медвытрезвители, техосмотр автомобилей и конвоирование арестантов и подследственных.

Предполагалось, что возить в СИЗО, суд, на допросы и следственные действия задержанных будут охранники из Федеральной службы исполнения наказаний. За МВД должны были остаться только изоляторы временного содержания (ИВС).

Соответствующая норма закона вступала в силу с 1 января этого года. Но за день до этого президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, отменяющий передачу функций конвоирования из МВД во ФСИН. 15 марта депутаты единогласно одобрили президентские поправки. Сам проект в Госдму представлял зампред комитета по безопасности Александр Хинштейн. По его словам, поправка была весьма своевременной и позволила сэкономить для бюджета около 110 млрд рублей.

Это мнение разделяет и создатель правозащитного портала Gulugu.net Владимир Осечкин.

— Очень рад, что передача конвоирования не состоялась! — заявил он «Известиям». —

Одним из самих главных плюсов правозащитник считает разделение по охране арестантов во время пребывания в СИЗО и их перевозке. По его мнению, в этом заключается защита от произвола и возможного насилия. С одной стороны, конвой не может сдать избитого заключенного в изолятор — коллеги из тюремного ведомства возмутятся и немедленно проведут медицинское освидетельствование, так как не захотят брать на себя ответственность за его состояние. Точно так же поступают и конвойные, получая арестанта от коллег.

Адвокат Евгений Черноусов, в прошлом полковник МВД, также согласен с мнением, что в момент реформы ФСИН добавлять ей функции конвоя было ошибочным решением.

— С этим поспешили. Конвойные службы МВД отрабатывали свои схемы десятилетиями, и нет смысла их менять, — считает юрист. — Нарушений в их работе немного, а вот  передача этой деятельности в тюремное ведомство, где идет сокращение личного состава, могла привести к сбою важной государственной функции.

Он также отметил, что вслед за внесением поправок в закон «О полиции», связанных с функцией конвоирования, необходим еще ряд нововведений. Так, по его словам, полицейских надо обязать фиксировать любые следственные действия на видео. Сейчас такая возможность прописана в законе, но не конкретизируются, когда она должна использоваться. Между тем, уверен адвокат, наличие видео в конфликтных ситуациях станет неоспоримым аргументом применения силы, добывания доказательств и т.д.

Комментарии
Прямой эфир