Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Мир
Песков заявил об интересе иностранцев к повестке дня Путина
Общество
Пожар на Ильском НПЗ в Краснодарском крае полностью потушили
Общество
В аэропортах Москвы из-за снегопада отменили 19 рейсов и задержали 14
Здоровье
Эксперт предупредил об опасности кофе на морозе
Мир
Украинский чиновник объяснил происхождение $653 тыс. наследством бабушки
Общество
Минздрав рассказал о состоянии пострадавшего при нападении школьника в Прикамье
Мир
Грушко допустил контакты России с НАТО на высоком уровне
Мир
Ячейку террористов выявили в исправительной колонии в Забайкальском крае
Мир
Politico узнала о планах США сократить миссии НАТО в других странах
Армия
Средства ПВО за сутки сбили две управляемые авиабомбы и 301 беспилотник ВСУ
Общество
В Пермском крае возбудили дело после нападения школьника на сверстника с ножом
Общество
Врач назвала блины опасными для некоторых категорий россиян
Общество
В Челябинске за грабеж и похищение предпринимателей осудили четверых членов ОПГ
Мир
Финалистку конкурса «Мисс Земля Филиппины» 2013 года убили на глазах у ее детей
Мир
Суд в Южной Корее приговорил экс-президента Юн Сок Ёля к пожизненному сроку
Мир
Обвиняемого в афере на 3,2 млрд рублей россиянина депортировали из Таиланда

Annuntio vobis gaudium magnum

Журналист Максим Соколов — о том, какой руководитель нужен российскому Центробанку
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

За день до того, как кардинал-камерлинг возгласил собравшимся на площади Св. Петра в Риме: «Annuntio vobis gaudium magnum: habemus Papam!», В.В. Путин в аналогичных выражениях также объявил великую радость, сообщив имя нового председателя ЦБ России. Банк предстоит возглавить бывшей главе Минэкономразвития Э.С. Набиуллиной.

Сходство между избранием римского первосвященника и назначением московского центробанкира не ограничивается совпадением этих событий по времени. И решение конклава кардиналов, и решение единоличного конклава в лице В.В. Путина в равной степени послужили посрамлению экспертов. Тиару прочили и негру преклонных годов, и прелату из США, и миланскому архиепископу, и даже аргентинскому претенденту, но не тому, которого выбрали, кардинала же Бергольо в понтифики не прочил никто — выбрали же именно его. С ЦБ вышла та же картина. Эксперты разных направлений и мировоззрений обозначили широкий круг претендентов на пост цетробанкира. Там был и А.Л. Кудрин, и А.В. Улюкаев, и С.Ю. Глазьев, и М.М. Задорнов, и И.И. Шувалов, и многие иные — лишь, подобно кардиналу Бергольо, не было Э.С. Набиуллиной, о которой в итоге и объявили, как о великой радости.

Не было ее, возможно, по той причине, что долголетняя предшествующая служба в МЭР не сулила успехов на новом поприще, причем не столько по причине качеств самой Э.С. Набиуллиной, сколько потому, что история взаимоотношений двух министерств — Минфина и Минэкономразвития — была историей постоянных аппаратных поражений родного министерства Эльвиры Сахипзадовны. Причем эта история очень давняя. Пару Кудрин–Греф сменила столь же соперничающая пара Кудрин–Набиуллина, в нынешнем кабинете лица новые, и соперничает уже пара Силуанов–Белоусов, но суть конфликта остается прежней. Минфин, кто бы его не возглавлял, накопляет сокровища и считает государственные траты на развитие экономики и на инфраструктуру ненужной блажью — «И кроватей не дам, и умывальников», и вообще рынок все расставит по своим местам, а от низкой инфляции всё само по себе расцветет. Минэкономразвития — и тоже кто бы его ни возглавлял, тем более что возглавляют его не какие-нибудь пещерные коммунисты, а тоже вполне себе либералы — в ответ вопиет, что это уже слишком, что надо же знать и меру и что от омертвленных сокровищ экономика не разовьется, а как бы, пожалуй, и вовсе не зачахла. По итогам словопрений Минфин в виде отступного выделяет какую-то сумму на крупное начальственное воровство, нормативы накопления сокровищ остаются в прежнем виде, на развитие идет шиш с маслом, Минэкономразвития исходит вон, плача горько, затем цикл повторяется.

Кто бы ни был прав в этом бесконечном словопрении, трудно рассчитывать, что бывшая глава МЭР, неоднократно терпевшая поражения от Минфина, на новом посту, где спор, собственно, будет идти о том же: «сокровища или развитие?», вдруг станет одерживать победы. Поражения входят в привычку, избавиться от которой — это надо сверхъестественной волей обладать. Скорее всего, практика торжества Минфина возобновится и при новом раскладе.

Если же предположить, что Э.С. Набиуллина на новом посту испытает перерождение и начнет накапливать сокровища и душить инфляцию так, как и Кудрину с Силуановым не снилось, то неясно, зачем нужны такие метаморфозы. Скупых рыцарей и так хватает в ЦБР и около него, причем рыцарей лучших, чем Набиуллина, знакомых с тонкостями банковского дела.

Для действительного разворота банковской и экономической политики — если такой разворот, конечно, имеется в виду — нужен совершенно иной глава ЦБ, обладающий навыками бронированного холодильника. Такой может навязать Минфину свою волю и утвердить главенство ЦБ, но все, что известно о Набиуллиной, являющейся по складу натуры скорее экспертом, нежели руководителем, делает такой сценарий явно нереалистичным.

Наконец, с новым назначением в ЦБ может вновь явиться проблема непотизма, о которой со времен дефолта 1998 года С.К. Дубинина и С.А. Алексашенко успели забыть. Еще во время службы Э.С. Набиуллиной в Минэкономразвития блестящая карьера ее супруга, ректора ВШЭ Я.И. Кузьминова, чем-то напоминала — mutatis mutandis, конечно — семейную идиллию Ю.М. Лужкова и бессмертную фразу «У меня жена — предприниматель». ЦБ России — организация богатая, и желательно, чтобы муж председателя ЦБ был вне подозрений. Что с Я.И. Кузьминовым может не получиться.

Так что сравнивая Первый Рим с Третьим, придется констатировать, что какая великая радость будет в лице папы Франциска — жизнь покажет, но великая радость от кадрового решения по ЦБ довольно сомнительна.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир