SimCity: 10 лет спустя
5 марта компания Electronic Arts выпустила новую версию SimCity, или, как принято говорить в игровой индустрии, произвела перезапуск франшизы.
Самый первый SimCity увидел свет в далеком 1989-м, так что в ту или иную версию этого знаменитого симулятора, пожалуй, поиграл каждый интересующийся играми менеджер и руководитель. И это вовсе не преувеличение. Несмотря на ряд условностей и упрощений, свойственных любой игре, SimCity действительно давал базовые представления о принципах планировки городов и управлении различными инфраструктурными службами и системами. А на самой последней до недавнего времени версии SimCity 4 с гениальным дополнением Rush Hour вполне можно было изучать принципы транспортного планирования, включая методы борьбы с пробками.
Несмотря на явную развлекательную направленность и значимость для игровой индустрии, SimCity всегда был на обочине мейнстрима, оставаясь эдаким деликатесом для интеллектуалов. Сейчас ориентироваться только на избранную аудиторию — значит добровольно загнать себя в резервацию независимых разработок. Поэтому Electronic Arts ожидаемо постаралась охватить более широкий круг любителей электронных развлечений, чем ранее.
И для выполнения этой задачи у нового SimCity есть ряд беспроигрышных козырей. Самый сильный из них — потрясающее качество картинки, способное соблазнить на покупку даже совершенно далеких от компьютерных игр людей. Речь не столько о технических возможностях графического движка Glassbox, используемого в симуляторе, сколько о работе художников и игровых дизайнеров. Визуально SimCity проработан до мельчайших деталей. К примеру, внешний облик города зависит от огромного множества факторов: в экологически чистом городе с образованным населением на крышах подавляющего большинства домов сами собой начинают появляться панели солнечных батарей, а в городе, специализирующемся на туризме, в зонах, размеченных под коммерческую застройку, местные бизнесмены сами предусмотрительно строят дешевые мотели, гостиницы подороже и шикарные отели-небоскребы — что именно, зависит от спроса на землю в каждом конкретном районе.
Несмотря на грандиозный технологический рывок вперед, основная игровая механика не изменилась. Игроки в SimCity по-прежнему не руководят застройкой города директивными методами, делегируя эту задачу местным инвесторам, архитекторам и прорабам, которых направляет невидимая рука рынка. Непосредственная сфера ответственности виртуального мэра — строительство и управление обслуживающей инфраструктурой города, куда входят транспортная сеть, коммунальные службы и различные муниципальные учреждения: школы, больницы, полицейские и пожарные части. Нащупать идеальный баланс между запросами жителей и финансовыми возможностями мэрии очень непросто. Никаких федеральных дотаций в городской бюджет тут не предусмотрено, и поэтому любое поселение — от скромной деревни до сверкающего сталью и стеклом мегаполиса — должно выйти на самоокупаемость.
В отдельных регионах решить финансовую проблему помогают запасы нефти, на которых можно строить нефтедобывающую промышленность. Причем лучше сразу позаботиться и о нефтепереработке, чтобы получить двойную выгоду, а также подстраховаться на черный день, когда нефть закончится, что с поправкой на игровой масштаб времени случается достаточно быстро — всего за 5–10 часов. В районах, обделенных нефтью и другими полезными ископаемыми, можно рассчитывать на доходы от туризма или легализации азартных игр или же попробовать одну из других специализаций — например, продавая электричество, воду и услуги по переработке мусора своим соседям. Можно предоставить в платное пользование даже часть городских служб, отправив пожарных, патрульные машины и кареты скорой помощи в соседние города региона.
Кстати, теперь ваши соседи по региону — настоящие живые игроки со всего мира, потому что отныне SimCity — полностью онлайновая игра, требующая постоянного интернет-соединения, даже если вы планируете поиграть в гордом одиночестве. У этого новшества есть и плюсы, и минусы.
Пожалуй, самым пугающим для многих игроков станет отсутствие стандартной системы с сохранением и загрузкой игр. Теперь все эксперименты над городом и его жителями проводятся «по живому» — с первой попытки, а весь прогресс игрока хранится на серверах Electronic Arts. Поиграть без доступа в интернет или с медленной связью тоже нельзя. С другой стороны, сегодня вряд ли кого-то напугаешь требованием постоянного активного соединения с Сетью.
Зато плюсы такого подхода очевидны: взаимодействовать с настоящими живыми людьми намного интереснее, чем лично управлять самому всеми городами региона поочередно. Тем более что города связаны не только торговыми отношениями: при дефиците рабочих мест в родном городе его жители будут искать работу у соседей, а при нехватке мест под жилую застройку поедут селиться туда, где место еще осталось. Еще сильнее подталкивает игроков к кооперации наличие региональных проектов, над которыми работают сразу все города в регионе. Такими «стройками века» могут стать, например, региональные аэропорты или большие районные электростанции. Деньги и ресурсы на их строительство придется собирать несколько дней, а в дальнейшем для обеспечения работоспособности поставлять на объект силами всего региона рабочих, электроэнергию и другие ресурсы.
Как и любой новый продукт, свежий SimCity несет в себе массу детских болезней — от чересчур маленького размера карт для постройки городов до забавных ошибок в симуляции дорожного трафика, когда машины начинают игнорировать параллельные улицы и другие варианты объезда, намертво закупоривая проспекты в центральных районах. Но самыми болезненными стали проблемы, связанные с выходом в онлайн: пока сервера работают не очень стабильно, иногда приходится долго ждать соединения, чтобы поиграть, иногда теряется прогресс в игре из-за рассинхронизации с сервером, а часть запланированного функционала, например таблицы лидеров, пока вообще не работает.
Впрочем, обновления и патчи продолжают выходить по несколько раз в день, и момент, когда SimCity наконец заработает без сбоев, уже близок — ситуация стабилизируется через пару недель. Если же трудности переходного периода не пугают, то игру можно смело приобретать прямо сейчас. На данный момент SimCity доступен для PC в сервисе цифровой дистрибуции Origin, а также в виде ритейл-версии на DVD (аккаунт в Origin придется заводить в любом случае). Версия игры для Mac выйдет во II квартале.
При покупке SimCity через сервис Origin предлагаются две версии, локализованные для российских пользователей: стандартная (1,2 тыс. рублей) и делюкс (1,5 тыс. рублей). Делюкс-вариант содержит дополнительные наборы муниципальных зданий (не всех) — есть, к примеру, особая версия железнодорожных вокзалов, полицейских станций и т.п. Все эти дополнения можно приобрести отдельно.