Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Мир
В США впервые в 2024 году обанкротился банк
Армия
Российские военные захватили американскую машину разминирования в зоне СВО
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Армия
Снайперы ВДВ спасли из-под обстрела ВСУ семью беженцев из Часова Яра
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
Вертолет с восьмью людьми на борту упал в Эквадоре
Мир
Франция не позвала РФ на мероприятия по случаю окончания Второй мировой войны

Вокруг проекта храма новомучеников на Лубянке разгорается скандал

Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) считает, что причина — обида проигравших в конкурсе, а архитекторы недовольны качеством проекта
0
Вокруг проекта храма новомучеников на Лубянке разгорается скандал
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Центре славянской культуры и письменности выставлены конкурсные предложения нового собора Новомучеников и Исповедников российских на Крови, что на Лубянке (на территории Сретенского монастыря). Победителем объявлен проект Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.

Конкурс проводился в октябре–декабре прошлого года, и результаты обещали объявить не позднее 20 января, однако жюри заседало на 10 дней позже, а обнародование задержалось еще на месяц.

Заказчикам проекта и экспертам было о чем поразмышлять во время этой отсрочки. Представленные варианты разнообразны по оформлению — от предельно традиционных до экспериментальных (хотя и похожих по размерам и основным составляющим, предписанным в конкурсном задании).

Проект-победитель поразил остальных участников конкурса своей пестротой (на стену храма вынесены очень крупные мозаичные иконы, так что получается подобие иконостаса снаружи храма), эксперты стали обсуждать его «расползшиеся» пропорции.

Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) сказал «Известиям», что выбранный проект ему понравился, однако от дальнейших комментариев отказался и не уточнил, насколько окончательно решение о строительстве именно такого здания.

— Всё решается сейчас, давайте вернемся к этому через две недели. Пока прошу вас этой темы не касаться. Есть причины: вокруг проекта уже раскручивают серьезный скандал заинтересованные люди, не победившие в конкурсе, — пояснил отец Тихон.

«Известия» поговорили с некоторыми церковными архитекторами, не считающими выигравший проект удачным. Например, председатель комиссии Союза архитекторов России по культовым сооружениям и автор нормативных документов по храмостроительству Михаил Кеслер сказал, что проект-победитель «не необычный, а просто плохой. Он безвкусный, непрофессиональный, и диву даемся, почему выбор пал на него».

— Ходят слухи, что проект сейчас лихорадочно дорабатывают, — сказал г-н Кеслер «Известиям». — Вряд ли можно реализовать его как есть.

Архитекторы Михаил Кеслер и Андрей Яхнин считают, что проект не продолжает ни одну из русских или зарубежных традиций православного храмового зодчества. Сами они представили на конкурс менее «новаторские» разработки.

— Это только похоже на храм, но выглядит безобразно, — считает Михаил Кеслер. — Что притвор, что алтарь — одинаковой формы, на презентации проекта даже кресты не в ту сторону повернуты.

Мозаичные иконы на стенах храмов — традиционная вещь, но целый иконостас, оказавшийся на западной стене, — неожиданность для церковной архитектуры.

— Гигантские мозаики не будут восприниматься, поскольку храм будет зажат окружающей застройкой, — считает архитектор и художник Андрей Яхнин, также участвовавший в конкурсе с более традиционным проектом.

Вопрос о том, как храм впишется в среду центра Москвы, волнует многих. По проекту, отметил Михаил Кеслер, этого представить нельзя. Охранные обязательства по отношению к памятникам истории и архитектуры в Сретенском монастыре соблюдаются (этот аспект не вызвал вопросов и у входившего в жюри главы Москомнаследия Александра Кибовского), однако по пропорциям и стилю новый собор вряд ли будет соответствовать центру столицы.

— Вариантов для разных объемно-пространственных решений и размещения на площадке не так много, поскольку участок сложный, — поясняет Андрей Яхнин. — У всех есть большая стилобатная часть, галерея, гульбище, надвратная церковь, подземные переходы к другим зданиям монастыря — это было частью конкурсного задания. Вопрос только в пропорциях, в архитектурном оформлении.

Михаил Кеслер сообщил «Известиям», что собирается организовать обсуждение проекта в Союзе архитекторов России. Эксперты отмечают, что Дмитрий Смирнов и его соавторы неизвестны как церковные зодчие. Впрочем, реализация проекта самим автором не входила в условия конкурса.

Новый собор рассчитан на 2 тыс. человек (имеющийся храм Сретенского монастыря давно не вмещает всех желающих). По проекту он будет выше существующего примерно на 10 м.

Планируется освятить храм в 2017 году, к столетию начала большевистских гонений на Церковь. Ранее архимандрит Тихон (Шевкунов) сообщал, что направит на строительство все средства от продаж книги «Несвятые святые».

Комментарии
Прямой эфир