Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США отказались освобождать ученую из России Ксению Петрову
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении за ночь 107 беспилотников ВСУ
Мир
Трамп назвал приговор Марин Ле Пен охотой на ведьм
Общество
В Кремле сообщили об отсутствии сигналов от Европы о готовности диалога с РФ
Происшествия
Скончался пострадавший при взрыве на судне в Южной Корее российский моряк
Мир
Экономист Сакс указал на желание Европы продолжать конфликт на Украине
Мир
Спасатели МЧС РФ помогли более 120 пострадавшим при землетрясении жителям Мьянмы
Мир
Главу офиса Зеленского уличили в контроле над торговлей органами украинцев
Общество
Сдавшиеся в плен в Курской области боевики ВСУ начали кампанию против ТЦК
Армия
В Минобороны РФ сообщили о шести атаках ВСУ на российские энергообъекты за сутки
Мир
Дмитриев рассказал о работе над восстановлением прямого авиасообщения между РФ и США
Мир
В Днепропетровске взорвался автомобиль чиновника
Культура
«Аватар: Огонь и пепел» Джеймса Кэмерона представил первый трейлер
Экономика
Почти 25% проверенных образцов сливочного масла оказались некачественными
Культура
В честь 80-летия Победы в ВОВ будет запущен проект «Музыка Победы»
Общество
Военнослужащего задержали по подозрению в подготовке теракта в Подмосковье
Мир
Посол РФ в Словакии рассказал о уважительном отношении к памяти о Второй мировой

Лавровый крест для врачевателя и юродивого

Роман Евгения Водолазкина «Лавр» — в числе главных претендентов на премии «Большая книга» и «Национальный бестселлер»
0
Лавровый крест для врачевателя и юродивого
Выделить главное
Вкл
Выкл

Провозвестником появления «Лавра» Евгения Водолазкина был «Цветочный крест» Елены Колядиной. В 2010 году этот историческо-эротический роман, который сама Колядина рекомендовала как «веселую галиматью», неожиданно получил высшее признание, премию «Русский Букер».

Тогда это решение вызвало недовольство и недоумение многих литературных критиков. Однако, даже ошибаясь, «Букер» всё же выявил определенный запрос времени. Нашей словесности понадобилась масштабная историческая стилизация — чтобы речь в ней шла о «духовном», но с элементами веселой «галиматьи». Условно говоря, «православный постмодернистский роман».

Наивное, любительское, со множеством стилистических и фактических ошибок повествование Елены Колядиной оказалось премированным, но нечитабельным. Евгений Водолазкин, специалист по древней русской литературе, сотрудник Пушкинского Дома и ученик Дмитрия Лихачева, показал себя автором гораздо более серьезным.

В его новом романе есть сходные сюжетные схемы. У Колядиной — любовь прихожанки к священнику и казнь «колдуньи». В «Лавре», действие в котором происходит в более раннюю эпоху, в Средневековье, тоже обвиняют в неурожае первую подвернувшуюся «грешницу». А главный герой, целитель и отшельник Лавр посвящает всю свою жизнь умершей возлюбленной.

На протяжении повествования Лавр несколько раз меняет имена, из врачевателя превращается в юродивого и обратно, много путешествует и даже доходит до Иерусалима. Действие романа переносится из средневекового Пскова в Ленинград 1977 года. Любые передвижения призваны привести героя к Богу.

Игровой, карнавальный элемент, с которым Колядина явно переборщила, у Водолазкина подан осторожно. В его романе нет места никаким «золотым лядвиям», но есть довольно натуралистичные описания врачебной деятельности главного героя: «Он был убежден, что правил личной гигиены следует придерживаться и в Средневековье». 

В первой половине этого масштабного романа читатель начинает немного уставать не столько от описаний знахарских достижений героя, сколько от постоянных напоминаний о том, что его пациентам неохота признавать, что без веры во Всевышнего выздоровления не будет. 

И тут на сцене появляется совершенно новый герой — обладающий сверхъестественными способностями итальянский студент Амброджо. Случайная встреча с русским торговцем определяет его выбор: в далеком Пскове знают, что конец света случится в 1492 году, поэтому Амброджо отправляется туда. Никто из соотечественников не разделяет его любопытства: они просто не знают, что это за Псков такой.

Вместе с Амброджо в романе появляется большая легкость и напоминание о книгах Умберто Эко. Однако метод Водолазкина противоположный. Умберто Эко пишет детективный роман «из сегодняшнего дня», но временем действия выбирает старинные эпохи. Водолазкин, напротив, выбирает старинный жанр жизнеописания святого и не только добавляет в повествование современные реалии, но и присматривает за своим героем из XXI века.

Евгений Водолазкин действительно ответил на образовавшийся запрос. Он выбрал верного героя: возвышенного святого и одновременно — приземленного врача. Лавр готов отдать за своих пациентов жизнь. Но он прекрасно понимает, что стоит ему чуть оступиться, все многочисленные «фанаты» тут же его предадут.

Писатель потрафил разговорам о том, что литература обязана «хоть что-то противопоставить торжествующему культу денег и успеха». Но в то же время заранее простил и на свой литературный лад благословил всех, кто жаждет святости, но в чьем-то чужом исполнении.

Он также напомнил: наше Средневековье со всей его спецификой всё же можно объединить с европейскими Средними веками. В самом начале романа пожилой дед героя получает напутствие от мудрого старца: «Живи, друже, поближе к кладбищу. Ты такой дылда, что нести тебя туда будет тяжело».

Герою в конце концов удается вырваться из плена сей вечной русской мудрости: этот рывок — хоть во Флоренцию, хоть в Ленинград 1977 года — и есть то главное движение, которое он совершает.  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением